Иск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, удовлетворен правомерно, так как лицо, в интересах которого заявлен иск, является лицом, оставшимся без попечения родителей, после достижения совершеннолетия он не был обеспечен жилым помещением.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.08.2014 N 33-8211/2013

Судья: Батманова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Елистратовой Е.В.

Судей Самчелеевой И.А., Салдушкиной И.А.

При секретаре С.Р.М.

С участием прокурора Пискаревой И.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства строительства Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17.06.2014 г., которым постановлено:

«Иск прокурора Челно-Вершинского района Самарской области к Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерству строительства Самарской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерство строительства Самарской области предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в муниципальном образовании Челно-Вершинский район».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя министерства строительства Самарской области Т. в поддержание жалобы, возражения Н., заключение прокурора Пискаревой И.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Челно-Вершинского района обратился в суд в интересах Н. с исковым заявлением к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Челно-Вершинский район.

В заявлении указал, что Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением Челно-Вершинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Н.- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Сведения об отце в запись акта о рождении Н. были внесены на основании заявления матери.

Жилых помещений, пригодных для проживания, у Н. в собственности и по договору социального найма не имеется.

После достижения совершеннолетия он не был обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда с ним не заключался, чем нарушены его права, предусмотренные законодательством.

Постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Администрация муниципального района Челно-Вершинский не предприняла достаточных мер для реализации его права на предоставление жилого помещения.

Прокурор Челно-Вершинского района просил суд обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерство строительства Самарской области предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в муниципальном образовании Челно-Вершинский район

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе министерство строительства Самарской области просит указанное решение суда в части возложения обязанности на Министерство строительства Самарской области отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрации соответствующих районов.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого послужило обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Из материалов дела усматривается, что решением Челно-Вершинского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Н. — ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце в запись акта о рождении Н. были внесены на основании заявления матери.

Судом установлено, что жилых помещений, пригодных для проживания, у Н. в собственности и по договору социального найма не имеется.

Постановлением Администрации муниципального района Челно-Вершинский Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как установлено судом, после достижения истцом совершеннолетия он не был обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц указанной категории.

Кроме того, договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда с ним до настоящего времени не заключался.

На основании ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», проживание детей-сирот признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении; жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей- сирот.

Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 135-ГД, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области N 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

На основании ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил на Администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерство строительства Самарской области обязанность предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в муниципальном образовании Челно-Вершинский район.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда возложена на администрации соответствующих районов, в связи с чем, в удовлетворении требований к министерству строительства Самаркой области следует отказать, не заслуживают внимания.

Согласно ст. 11 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется министерством строительства Самарской области.

Исходя из указанного выше положения закона следует, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются как администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, так и министерство строительства Самарской области.

По смыслу ст. 210 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение безотлагательно после вступления его в законную силу.

Порядок и сроки его исполнения определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу изложенного, министерство строительства Самарской области не лишено право в рамках исполнительного производства обратиться с заявлением об изменения порядка исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17.06.2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *