Иск об обязании ответчика предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, удовлетворен правомерно, так как ответчик является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом

Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-8289/2014

Судья: Чернышев М.В.

21 августа 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего — Вачковой И.Г.,

судей — Емелина А.В., Шилова А.Е.,

при секретаре — О.,

с участием прокурора — Устиновой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара и Главы г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самары — удовлетворить.

Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Т. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Т. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав в обосновании заявленных требований, что Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения не имеет, в связи с чем включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, которое до настоящего времени не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились Глава г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, в апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указывая на то, что права Т. не нарушены, поскольку она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Срок выполнения обязанности по предоставлению такого жилья действующим законодательством не установлен. Реализация органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда в настоящее время невозможна по причине отсутствия их финансового обеспечения. В резолютивной части решения не указано, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению жилого помещения, что является основанием для отмены решения суда.

В заседание судебной коллегии Т., представители Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Прокурор в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Удовлетворяя требования прокурора Советского района г. Самары суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», поскольку действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу статье 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела видно, что Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Промышленного районного суда г. Самары от 29.03.2002 ФИО1 удочерил несовершеннолетнюю В. Решением Промышленного районного суда г. Самары от 22.12.2006 удочерение несовершеннолетней ФИО1 отменено. Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары от 20.07.2006 N над несовершеннолетней установлена опека, опекуном назначена ФИО2 Решением Промышленного районного суда г. Самары от 14.09.2007 ее мать ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери. Решением Кировского районного суда г. Самары от 23.10.2007 ее биологический отец ФИО4 лишен родительских прав в отношении дочери.

На основании личного заявления распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N 1083 от 16.04.2013 Т. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, в соответствии с датой подачи заявления 20.02.2013.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Т. не предоставлялось.

При изложенных обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Т. жилого помещения на условиях специализированного найма.

В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчиков относительно полномочий, по обеспечению Т. жилым помещением. Как следует из ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара N 251 от 06.09.2012) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара — представительный орган г.о. Самара; Глава г.о. Самара — высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; Администрация г.о. Самара — исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара — постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционных жалобах на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.

Таким образом, привлечение вышеуказанных муниципальных органов и должностного лица по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено бездействие ответчиков, следовательно, именно указанные органы и должностное лицо г.о. Самары, должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.

Ссылка ответчиков на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске.

Иные доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционные жалобы не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Главы г.о. Самара — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *