Иск о признании решения собрания членов жилищно-строительного кооператива в части отказа в принятии истца в члены кооператива недействительным, отмене решения собрания членов жилищно-строительного кооператива об отказе в принятии истца в члены кооператива, обязании общего собрания принять решение о приеме истца в члены жилищно-строительного кооператива с осуществленной уплатой паевого взноса удовлетворен правомерно, так как факт уплаты паевого взноса установлен, к истцу

Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-8276/2014

Судья: Казакова Л.А.

21 августа 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего — Вачковой И.Г.,

судей — Емелина А.В., Гороховик А.С.,

при секретаре — Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Е. к ЖСК «Берег 18 А» об обязании принять в члены кооператива,

по апелляционной жалобе ЖСК «Берег 18 А» на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 10 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Е. — удовлетворить.

Признать решение собрания членов ЖСК «Берег 18А» от 15.08.2013 г. в части отказа Е. в принятии его в члены кооператива недействительным.

Отменить решение собрания членов ЖСК «Берег 18-А» от 15.08.2013 г. об отказе Е. в принятии его в члены кооператива.

Обязать общее собрание членов ЖСК «Берег 18А» принять решение о приеме Е. в члены ЖСК «Берег 18А» с осуществленной оплатой в счет паевого взноса размере 920 700 рублей».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения председателя ЖСК «Берег 18 А» — Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Е. обратился в суд с иском к ЖСК «Берег 18 А» об обязании принять в члены кооператива.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 15.02.2005 г. между ООО фирма «<данные изъяты>» и ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» заключен договор долевого участия в строительстве 9-этажного кирпичного пристроя к панельному жилому дому <адрес>, согласно которому ООО фирма «<данные изъяты>» обязалась по завершению строительства выделить ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» квартиры общей площадью 417,1 кв. м на общую сумму 4 588 100 руб. В счет оплаты стоимости выделяемых квартир ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» обязалось произвести поставку железобетонных изделий на указанную сумму. ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» в полном объеме исполнило свои обязательства по договору. Между Е. и ООО фирма «<данные изъяты>» заключен договор долевого участия в строительстве N от 24.09.2009 г., согласно которому Е. выделялась трехкомнатная квартира без отделочных работ на 9-м этаже общей площадью 83,7 кв. м, N квартиры N в 9-этажном пристрое к панельному жилому дому поз. 7А по <адрес>, стоимость квартиры в размере 920 700 рублей оплачена, путем зачета с ЗАО ЖБК «<данные изъяты>». Е. в полном объеме исполнил свои обязательства перед ЗАО ЖБК «<данные изъяты>», оплатив в кассу денежные средства в размере 920 700 рублей. 04.04.2009 г. указанный пристрой, как не завершенный строительством объект, готовностью 16%, расположенный по адресу: <адрес>А, по договору купли-продажи продан ЖСК «Берег 18А». Членами ЖСК «Берег 18 А» являлись дольщики ООО фирма «<данные изъяты>», заключившие с ней договоры долевого участия строительства данного не завершенного строительством жилого дома. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке. У ЖСК «Берег 18А» возникла обязанность принять в члены кооператива всех дольщиков ООО фирма «<данные изъяты>» в отношении указанного объекта. 02.11.2009 г. между ЖСК «Берег 18 А» и Е. заключен договор уступки права требования, в соответствии с п. 1 которого ЖСК «Берег 18А» приняло в счет оплаты паевого взноса Е. в жилищный кооператив право требования к ООО фирма «<данные изъяты>» из договора 2227 от 24.09.2009 г. Сумма передаваемого требования составила 920 700 рублей. 10.06.2013 г. Е. в порядке ст. 121 ЖК РФ обратился в ЖСК «Берег 18А» с заявлением о приеме его в члены кооператива. Заявление Е. о принятии в члены кооператива рассмотрено 15.08.2013 г. на собрании членов ЖСК «Берег 18А». По результатам рассмотрения, членами ЖСК «Берег 18 А» принято решение об отказе Е. в принятии его в члены кооператива. О принятом решении Е. не уведомлялся, копия протокола собрания членов кооператива ему не направлялась. Копия протокола собрания от 15.08.2013 г. получена Е. в апреле 2014 г. из материалов гражданского дела N.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Е. просил, с учетом изменения предмета исковых требований, признать решение собрания членов ЖСК «Берег 18 А», от 15.08.2013 г. об отказе Е. в принятии его в члены кооператива недействительным, отменить решение жилищно-строительного кооператива «Берег 18А» от 15.08.2013 г об отказе Е. в принятии его в члены ЖСК «Берег 18 А», обязать жилищно-строительный кооператив «Берег 18А» принять Е. в члены жилищно-строительного кооператива «Берег 18А» с осуществленной оплатой паевого взноса в размере 920 700 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ЖСК «Берег 18 А», в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что решение общего собрания может быть признано недействительным при наличии двух обстоятельств: наличие у заявителя статуса члена соответствующей организации и наличие обстоятельств предусмотренных ст. ст. 181.3, 181.5 ГК РФ. Указанных обстоятельств судом не установлено. Кроме того, Е. пропущен срок исковой давности на обжалование решения общего собрания.

В заседании судебной коллегии председатель ЖСК «Берег 18 А» — Ш. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

В судебное заседание Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

На основании ч. 1 ст. 111 ЖК РФ право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшее возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 ГК РФ высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

Прием и исключение членов кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ч. 3 ст. 110 ГК РФ)

Материалами дела подтверждается, что решением учредительного собрания от 10.03.2009 г. создан ЖСК «Берег 18 А» в целях удовлетворения потребностей граждан в жилых помещениях и для управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (п. 1.1. Устава, л.д. 87)

Согласно п. 3.1 Устава ЖСК «Берег 18 А», членство в кооперативе возникает у гражданина или юридического лица на основании добровольного волеизъявления путем подачи письменного заявления в Правление ЖСК. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива. О принятом решении сообщается заявителю в письменной форме не позднее десяти дней с момента принятия решения.

Согласно п. п. 3.3. Устава, паевые взносы могут вноситься как в денежной форме, так и путем передачи в собственность ЖСК иного имущества: жилых помещений, объектов незавершенного строительства, строительных материалов и иного имущества. Оценка имущественных паевых взносов осуществляется правлением ЖСК в соответствии с Уставом и внутренними положениями ЖСК.

В соответствии с п. 3.1. Устава ЖСК, одной из обязанностей члена ЖСК является своевременная оплата паевых, вступительных, членских, целевых взносов.

В соответствии с п. 3.11 Устава ЖСК прием в члены ЖСК осуществляется на основании письменного заявления.

В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают в том числе из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.

Согласно ст. 121 ЖК РФ, гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).

В силу ст. 124 ЖК РФ, гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива. Основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе.

Из материалов дела следует, что 15.02.2005 г. между ООО фирма «<данные изъяты>» и ЗАО ЖБК «<данные изъяты> заключен договор долевого участия в строительстве 9-этажного кирпичного пристроя к панельному жилому дому <адрес>.

Согласно п. 2.1.3 договора, ООО фирма «<данные изъяты>» обязалась по завершению строительства 9-этажного кирпичного пристроя к панельному жилому дому поз<адрес> выделить ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» квартиры общей площадью 417,1 кв. м на общую сумму 4 588 100 рублей.

Согласно п. 2.2.1 договора, в счет оплаты стоимости выделяемых квартир, ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» обязалось произвести поставку железобетонных изделий на указанную сумму.

Судом установлено, что ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» в полном объеме исполнило свои обязательства по договору б/н от 15.02.2005 г. в связи с чем ЗАО ЖБК «<данные изъяты>» выделены квартиры в пристрое общей площадью 417,1 кв. м (N 4, 19, 30, 47, 48). В порядке зачета право требования квартиры N ЗАО ЖБК «Тольяттинское» уступлено своему работнику Е.

24.09.2009 г между ООО фирма «<данные изъяты>» и Е. подписан договор N на долевое участие в строительстве 9-этажного кирпичного пристроя к панельному жилому дому <адрес>.

Согласно п. 1.1., 2.1 указанного договора, по завершении строительства и ввода в эксплуатацию пристроя ООО фирма «<данные изъяты>» должна передать истцу трехкомнатную квартиру без отделочных работ общей площадью 83,7 кв. м на 9 этаже N. Стоимость выделяемой квартиры без затрат по «Самараэнерго» составила 920 700 руб. без стоимости тепло, электроснабжения, телефонной связи, приобретение и монтаж лифтов, которые оплачиваются по фактическим затратам пропорционально площади строящейся квартиры.

Согласно п. 2.2.1 договора, на момент заключения договора стоимость указанной квартиры оплачена в размере 920 700 руб. путем взаимозачета с ЗАО ЖБК «<данные изъяты>».

04.04.2009 г. указанный пристрой, как не завершенный строительством объект, готовностью 16%, расположенный по адресу: <адрес>А, по договору купли-продажи продан ЖСК «Берег 18А».

Членами ЖСК «Берег 18 А» являлись дольщики ООО фирма «<данные изъяты>», заключившие с ней договоры долевого участия строительства данного не завершенного строительством жилого дома. Указанный договор зарегистрирован в установленном действующим законодательством РФ порядке.

Согласно п. 3 договора купли-продажи от 04.04.2009 г., расчет по договору производится путем зачета встречных однородных требований сторон. Согласно п. 9 договора с момента подписания договора к ЖСК «Берег 18А» переходят все обязательства ООО фирма «<данные изъяты>» перед дольщиками по ранее оплаченным договорам.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что с указанного момента у ЖСК «Берег 18А» возникла обязанность принять в члены кооператива всех дольщиков ООО фирма «<данные изъяты>» в отношении указанного объекта.

Вместе с тем, 02.11.2009 г. между ЖСК «Берег 18 А» и Е. заключен договор уступки права требования, согласно п. 1 которого ЖСК «Берег 18А» приняло в счет оплаты паевого взноса Е. в жилищный кооператив право требования к ООО фирма «<данные изъяты>» из договора N от 24.09.2009 г. Сумма передаваемого требования, а соответственно и паевого взноса, составила 920 700 рублей.

Установлено, что 10.06.2013 г. Е. в порядке ст. 121 ЖК РФ обратился в ЖСК «Берег 18А» с заявлением о приеме в члены кооператива.

Указанное заявление Е. рассмотрено 04.07.2013 г. и решением правления отказано в приеме в члены ЖСК «Берег 18А», поскольку представленные заявителем документы вызвали сомнение у правления.

15.08.2013 г. решением общего собрания членов ЖСК «Берег 18А» Е. о вступлении его в члены ЖСК отказано, в связи с тем, что после получения разрешения на строительство ЖСК будет готово заключить с ним договор на долевое участие в строительстве в соответствии с действующим законодательством.

При этом, учитывая специфику рассматриваемого спора, бремя доказывания законности оспариваемого решения судом обоснованно возложено на ответчика.

Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении заявления Е. о принятии его в члены кооператива, не имеется, поскольку факт оплаты истцом денежной суммы в размере 920 700 руб. ответчиком не оспорен. При этом, суд обоснованно исходил из того, что в силу п. п. 3, 9 договора купли-продажи от 04.04.2009 г. к ЖСК «Берег 18А» переходят все обязательства ООО фирма «<данные изъяты>» перед дольщиками по ранее оплаченным договорам. Правовых оснований для отказа в приеме истца в члены ЖСК «Берег 18А» не имеется.

При наличии указанных обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Е. о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК «Берег 18А» в части отказа в принятии его в члены кооператива и его отмене, обязав принять ЖСК «Берег 18А» решение о приеме Е. в члены ЖСК с зачетом оплаты в счет паевого взноса 920 700 руб.

Разрешая доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, суд пришел к правильному выводу о том, что срок, предусмотренный ст. 46 ЖК РФ, истцом не пропущен, поскольку решение об отказе в принятии в члена кооператива Е. не направлялось, о принятом решении Е. узнал в апреле 2014 года. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и, кроме того, по существу сводятся к повторению изложенной ответчиком позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции. Поскольку, отказ ЖСК «Берег 18А» нарушает право Е. на вступление в члены кооператива на общих основаниях, суд правомерно удовлетворил заявленные требования. Доказательств, в подтверждение пропуска срока исковой давности, суду не представлено.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК «Берег 18А» — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *