В удовлетворении иска о признании незаконными действий и понуждении поставить на амбулаторное лечение отказано правомерно, поскольку истец после увольнения из Вооруженных Сил РФ реализовал свое право на выбор медицинской организации для получения медицинской помощи, в том числе амбулаторно-поликлинической, обратившись с полисом в поликлинику по месту жительства.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-7753/2014

Судья: Якушева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего — Вачковой И.Г.,

судей — Емелина А.В., Гороховик А.С.,

при секретаре — Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф. к Госпиталю (г. Самара) ФГКУ «N Военный клинический госпиталь» Минобороны России о признании незаконными действий и понуждении поставить на амбулаторное лечение,

по апелляционной жалобе Ф. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 04 июня 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Ф. к Госпиталю (г. Самара) ФГКУ «N Военный клинический госпиталь» Минобороны России о признании незаконными действий и понуждении поставить на амбулаторное лечение — отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Госпиталя (г. Самара) ФГКУ «N Военный клинический госпиталь» Минобороны России — Ш. и представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области — С. (по доверенностям) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ф. обратился в суд с иском к Госпиталю (г. Самара) ФГКУ «N Военный клинический госпиталь» Минобороны России о признании незаконными действий и понуждении поставить на амбулаторное лечение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном боевых действий. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица прикреплены в период работы до выхода на пенсию. В период прохождения военной службы до выхода на пенсию, истец был прикреплен к поликлинике и госпиталю ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России, после выхода на пенсию с 2008 г. он также находился на обслуживании в данном медицинском учреждении. В январе — феврале 2014 г. должностные лица поликлиники и госпиталя неоднократно в устной форме пытались отказать ему в оказании медицинской помощи, а на его письменное заявление от 17.03.2014 г. об амбулаторном и стационарном лечении в поликлинике и госпитале (г. Самара) ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России истец получил письменный отказ, с которым не согласен, поскольку несмотря на то, что в установленном приказом перечне лиц, которым необходимо оказывать медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства Обороны РФ не содержится прямого указания на необходимость оказания медицинской помощи ветеранам боевых действий, в соответствии с п. п. «ж» п. 1 данного приказа медицинская помощь оказывается иным гражданам РФ, пользующимся правом на получение медицинской помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий по предъявлении удостоверения единого образца, установленного Правительством РФ, при этом ограничений по продолжительности военной службы нет. Действия должностных лиц Госпиталя (г. Самара) ФГКУ N ВКГ» Минобороны России нарушают права истца и противоречат закону «О ветеранах» N 5-ФЗ. Средства на оказание медицинской помощи ветеранам боевых действий выделяются из Федерального бюджета и отсутствие финансирования по программе ОМС не должно являться причиной отказа. Правилами внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий определен порядок реализации прав граждан, предусмотренных ст. 14 — 19 ФЗ «О ветеранах». Медицинская помощь этим гражданам оказывается в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности, направление осуществляется по месту жительства или работы, в том числе и после выхода на пенсию.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ф. просил признать незаконными действия Госпиталя (г. Самара) ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России по отказу в его амбулаторном и стационарном лечении в поликлинике и госпитале и обязать поставить его на амбулаторное и стационарное лечение.

Определениями Октябрьского районного суда г. Самары от 21.04.2014 г., от 05.05.2014 г., от 09.05.2014 г. к участию в деле привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Военный комиссариат Самарской области, ЗАО СК «Астро-Волга-Мед», Министерство здравоохранения Самарской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Ф., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав на несогласие с выводами суда.

В заседании судебной коллегии Ф. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Госпиталя (г. Самара) ФГКУ «N Военный клинический госпиталь» Минобороны России — Ш. и представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области — С. (по доверенностям) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Военного комиссариата Самарской области, ЗАО СК «Астро-Волга-Мед», Министерства здравоохранения Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании ст. 16 п. 5 абз. 3 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О ветеранах», в редакции закона от 22.08.2004 г., действующей на момент увольнения Ф. из Вооруженных Сил РФ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки:… 8) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В редакции п. п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О ветеранах» от 25.11.2013 года (ФЗ N 317-ФЗ) также указано на сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 8, 9 указанного Закона, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Командующего N Общевойсковой Армии N от 29.05.2007 г. Ф. уволен из рядов Вооруженных Сил РФ по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п. п. б п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».

На день увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 18 лет 11 мес. 4 дня.

Судом установлено, что Ф. является ветераном боевых действий.

Как следует из амбулаторной карточки Ф., в период с 2008 по 2014 г.г. ему фактически оказывалась амбулаторная медицинская помощь в медицинском учреждении в поликлинике ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России в г. Самаре.

Кроме того, судом установлено, что Ф. является застрахованным лицом и имеет полис обязательного медицинского страхования ЗАО СК «Астро-Волга-Мед». По сведениям страховой компании истец для получения медицинских услуг прикреплен к поликлинике ГБУЗ СО «<данные изъяты>» по настоящее время.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Также из материалов дела следует, что 17.03.2014 г. Ф. обратился к депутату Государственной Думы ФИО2 и в ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России в г. Самаре с заявлением об амбулаторном и стационарном лечении в поликлинике и госпитале ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России на основании п. п. 8 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Согласно ответу ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России в г. Самаре от 19.03.2014 г., Ф. к категории лиц, имеющих право на лечение в военно-медицинских организациях Минобороны РФ которым является госпиталь не относится, поскольку имеет продолжительность военной службы в календарном исчислении менее 25 лет, а как ветеран боевых действий в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах» имеет право на бесплатное пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств ОМС. Поликлиника госпиталя не осуществляет оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий, т.к. не имеет прикрепленного контингента по ОМС. ТФОМС госпиталю выделены средства только на оказание стационарной помощи.

Разрешая спор и проверяя доводы истца о нарушении его права на оказание медицинской помощи в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах», судом установлено, что после увольнения в 2007 году из Вооруженных Сил РФ Ф. получил полис ОМС и прикреплен к территориальному медицинскому учреждению. В 2014 году он прикреплен к ММУ <данные изъяты>.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что Ф. после увольнения из Вооруженных Сил РФ реализовал свое право на выбор медицинской организации для получения медицинской помощи, в т.ч. амбулаторно-поликлинической, обратившись с полисом ОМС в поликлинику по месту жительства.

Суд правомерно не принял во внимание доводы Ф. о том, что он фактически продолжал получать медицинскую помощь в том же медицинском учреждении, что и в период военной службы, а, следовательно, вправе сохранить обслуживание в том же медицинском учреждении, поскольку медицинское учреждение, в котором Ф. получал медицинское обслуживание на момент выхода на пенсию, в 2007 году ликвидировано. Так, приказом начальника военно-медицинского института (филиала) Военно-медицинской академии им. ФИО1 от 13.09.2010 г. N «О ликвидации Самарского военно-медицинского института (филиала) военно-медицинской академии имени ФИО1 в г. Самаре» во исполнение приказа Министра Обороны РФ от 25.08.2010 г. N, директивы Генерального штаба МО РФ от 30.08.2010 г. N и приказа начальника Военно-медицинской академии имени ФИО1 от 02.09.2010 г. N проведена ликвидация Самарского военно-медицинского института (филиала) Военно-медицинской академии имени ФИО1.

Приказом начальника ФГУ «N окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ N от 09.11.2010 г. «О создании структурных подразделений федерального государственного учреждения «N окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ во исполнении Приказания Командующего войсками Центрального военного округа N от 05.10.2010 г. создано подразделение в г. Самаре по адресу: <адрес> и поставлено на финансовое обеспечение и денежное довольствие филиала N федерального государственного учреждения «N окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ.

Положение о структурном подразделении Госпиталь (400 коек, г. Самара) ФГКУ «N военный клинически госпиталь» Министерства обороны РФ утверждено 24.10.2013 г.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 16.01.2006 г. N 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства Обороны РФ» (в редакции приказов от 13.12.2007 г. N 526, от 10.07.2008 г. N 379), приказано оказывать в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны РФ медицинскую помощь в т.ч. иным гражданам РФ, пользующимся правом на получение медицинской помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. п. «ж»).

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 — 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 года N 932, раздел второй, в рамках данной Программы бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная. Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В разделе 4 данной программы указано, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Согласно уведомлению об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования поданное в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области от структурного подразделения Госпиталя (г. Самара) ФГКУ «N» Минобороны России 04.06.2013 г., указанная медицинская организация представила сведения для включения в реестр медицинский организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2014 г., в том числе по виду медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС — амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. К уведомлению приложена необходимая лицензия на осуществление медицинской деятельности, в т.ч. амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Из Перечня медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2014 год…., в т.ч. территориальной программы обязательного медицинского страхования Госпиталь (г. Самара) ФГКУ «N» Минобороны России включен в программу за N.

Также по сведениям ТФОМС Самарской области Ф. включен в реестр медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС под кодом N.

В силу ст. 16 ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2012 года N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Согласно п. п. 3, 4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов для граждан РФ: паспорт гражданина РФ и полис обязательного медицинского страхования.

Установлено, что в установленном порядке Ф. с заявлением о замене медицинской организации к ответчику на момент подачи иска не обращался. Из пояснений Ф. видно, что данное заявление им подано 19.05.2014 г. и находится на рассмотрении у ответчика.

Также суд принял во внимание, что при обращении Ф. к ответчику ему фактически оказывалась помощь, с заявлением о замене медицинской организации в установленном порядке истец обратился к ответчику после обращения с иском в суд, заявление находится на рассмотрении у ответчика и в случае отказа в удовлетворении заявления истец не лишен права на судебную защиту.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ф. о признании незаконным отказа в амбулаторном лечении и обязании поставить на амбулаторное лечение.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик право истца на сохранение обслуживания в поликлинике и госпитале ФГКУ «N ВКГ» Минобороны России (г. Самара) как в медицинском учреждении, к которому он был прикреплен в период работы до выхода на пенсию, не оспаривал и не оспаривает в настоящее время, в медицинском обслуживании истцу не отказывал.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на истца в соответствии со ст. 56 ГПК РФ была возложена обязанность представить в суд доказательства нарушения его прав на медицинское обслуживание действиями ответчика, однако таких доказательство в судебное заседание представлено не было.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *