В удовлетворении заявления об обжаловании решения органа местного самоуправления отказано, так как отказ в утверждении схемы земельного участка не противоречит действующему законодательству.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 22.08.2014 по делу N 33-8441/2014

Судья: Антошкина А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Сказочкина В.Н.,

судей: Захарова С.В., Самариной Е.Г.,

при секретаре И.

рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Р. в лице представителя по доверенности П. на решение Шигонского районного суда Самарской области от 01 июля 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Р. об обжаловании решения органа местного самоуправления отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Р. — П. (по доверенности) в поддержание жалобы, судебная коллегия

установила:

18.06.14 Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 50.000 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, Шигонский район, в границе кадастровых кварталов N, N, и об обязании Администрации утвердить и выдать Р. схему расположения данного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что Р. на праве собственности принадлежит здание — молочный комплекс, расположенное по адресу: <адрес>. 27.11.12 заявитель обратился в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка для ведения животноводства. Письмом N 2331 от 04.12.12 в утверждении схемы отказано. 07.12.12 заявитель повторно обратился с аналогичным заявлением, приложив акт согласования границ земельного участка и выписку из постановления N 48 от 05.12.12 «О присвоении адреса». 19.12.12 в утверждении схемы расположения участка отказано по мотивам не предоставления обоснования размера земельного участка и наличия на спорном земельном участке иных объектов недвижимости. Письмом от 24.03.14 N 627 Р. вновь отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем же основаниям и с указанием на то, что площадь участка значительно превышает площадь, занятую зданием. Считает отказ незаконным, поскольку обратился не за приобретением данного участка в собственность или аренду, а лишь с целью осуществления администрацией района действий, необходимых для кадастрового учета земель в соответствии с действующим законодательством РФ. Полагает, что предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы не имеется.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Р. в лице представителя по доверенности П. просит решение суда отменить, требования удовлетворить.

В заседании судебной коллегии представитель заявителя П. доводы жалобы поддержал, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что Р. является собственником здания молочного комплекса общей площадью 3.125 кв. м, литер Н, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.12.

25.02.14 Р. обратился в Администрацию м. р.Шигонский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 50.000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район в границах кадастровых кварталов N, N для ведения животноводства.

Оспариваемым решением Администрации от 24.03.14 N 627 Р. отказано в утверждении схемы земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявитель имеет преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность только под объектом недвижимости, а также запретом на приватизацию до 01 января 2015 года, установленным ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области «О земле».

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является необходимым условием для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего предоставления в собственность.

В силу ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.05 N 94-ГД «О земле» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего Закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего Закона.

Приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2015 года.

Поскольку до указанного срока приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения находящихся в государственной или муниципальной собственности, запрещена, правовых и фактических оснований для утверждения схемы земельного участка, как необходимого условия для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего предоставления на тех или иных условиях, у органа местного самоуправления не имелось.

Кроме того, установлено, что площадь земельного участка значительно превышает площадь объекта недвижимости, принадлежащего Р.

Между тем в силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь должна определяться с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Обоснование необходимости истребования земельного участка в указанном размере, подтвержденное допустимыми доказательствами, не представлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в утверждении схемы земельного участка не противоречит действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Р., ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления обязан выдать схему расположения земельного участка независимо от выражения заявителем волеизъявления на приобретение прав на такой участок, а также вида такого права, со ссылкой на наличие соответствующего Административного регламента, утвержденного постановлением Главы администрации м. р.Шигонский Самарской области от 02.04.12 N 271, являются несостоятельными, поскольку в силу ст. ст. 34, 36 ЗК РФ утверждение и выдача схемы земельного участка осуществляются только в рамках процедуры предоставления земельного участка, инициированной заинтересованным в таком предоставлении лицом.

Судом установлено, что с заявлением о предоставлении названного выше земельного участка по тем или иным основаниям в орган местного самоуправления Р. до принятия оспариваемого решения не обращался.

Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы доводов и оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, чем нарушил права заявителя, опровергаются материалами дела.

Ссылки на то, что земельный участок не обременен правами третьих лиц и свободен от строений, правового значения не имеют, поскольку в оспариваемом отказе орган местного самоуправления на это не ссылался.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шигонского районного суда Самарской области от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *