Исковые требования об обязании предоставить из специализированного жилищного фонда жилое помещение по договору найма удовлетворены правомерно, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако жилым помещением не обеспечен.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 26.08.2014

судья: Германова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Шилова А.Е., Емелина А.В.

При секретаре: И.

С участием прокурора Тихоновой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мэрии г.о. Тольятти К. по доверенности на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 июня 2014 года, которым постановлено:

Иск прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить П., ДД.ММ.ГГГГ рождения жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с составом семьи 1 человек.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах П. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части необеспечения жилым помещением П., являющейся лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ мать П. лишена родительских прав в отношении дочери.

Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N П. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ года.

До настоящего времени П. не обеспечена органами местного самоуправления жилым помещением.

Обращение прокурора Комсомольского района г. Тольятти в суд с иском в интересах П. обусловлено тем, что П. находится в тяжелом материалом положении, в связи с чем, не может обратиться за квалифицированной юридической помощью, не обладает знаниями в области права.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, положения статьи 40 Конституции, статей 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2, 4, 9 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», прокурор Комсомольского района г. Тольятти просил суд возложить на Мэрию городского округа Тольятти обязанность по предоставлению П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Удовлетворяя требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти, обратившегося в интересах П., суд первой инстанции исходил из того, что П. относится к лицам, из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. До настоящего времени П. не обеспечена жилым помещением.

В апелляционной жалобе представитель Мэрии городского округа Тольятти просит отменить решение суда и принять новое решение по делу, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 4, 16 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением у указанных лиц отсутствует. Мэрия городского округа Тольятти осуществляет полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот за счет субвенций из областного бюджета. При отсутствии надлежащего финансирования Мэрия городского округа Тольятти будет вынуждена обеспечивать П. жилым помещением за счет бюджета органа местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению лиц, указанных в абзаце *** п. 1 ст. 8 указанного закона, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от 29.02.2012 г.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Из материалов дела следует, что П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из свидетельства о рождении П. усматривается, что ее родителями являются ФИО8 и ФИО9 (л.д. 10).

Из справки Отдела ЗАГС Администрации Центрального района г. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об отце П. — ФИО8 записаны со слов ее матери ФИО9 (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ решением Комсомольского районного суда г. Тольятти ФИО9 ограничена в родительских правах в отношении дочери П. Она передана на попечение органов опеки и попечительства администрации <адрес> (л.д. 13-14).

Распоряжением Администрации Комсомольского района г. Тольятти «Об установлении опеки над несовершеннолетней П.» N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном П. назначена ее бабушка ФИО10 (л.д. 17).

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N П. с составом семьи 1 человек включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с ДД.ММ.ГГГГ года.

В настоящее время П. проживает в трехкомнатной квартире N, расположенной по адресу: <адрес>.

В указанной квартире она вместе с сестрой ФИО18 занимает комнату площадью 12 кв. м, в другой комнате проживает ее мать ФИО9, страдающая хроническим психическим заболеванием, третья комната квартиры не пригодна для проживания. Кроме П. в квартире также зарегистрированы ее мать ФИО9, ее сестры ФИО11, ФИО12 и ее брат ФИО13.

Из материалов дела усматривается, что Мэрия городского округа Тольятти до настоящего времени не обеспечила П. жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о предоставлении П. составом семьи 1 человек жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени включения граждан в список, соблюдения между гражданами очередности.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при отсутствии субвенций из областного бюджета на обеспечение П. жилым помещением, Мэрия городского округа Тольятти будет вынуждена обеспечивать П. жилым помещением за счет бюджетных средств органа местного самоуправления, является несостоятельной.

В силу ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.

Таким образом, финансирование расходов органов местного самоуправления по обеспечению лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 июня 2014 года — оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мэрии городского округа Тольятти К. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *