В удовлетворении заявления о признании незаконным снятия несовершеннолетнего с регистрационного учета отказано, поскольку несообщение одним из родителей ребенка органам регистрационного учета информации о лишении его родительских прав не может быть постановлено в вину должностным лицам данного органа и не свидетельствует о незаконности их действий.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2014 N 33-108352014

Судья: Ильина Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Стаховой Т.М.

судей Белоногого А.В., Ильичевой Е.В.

при секретаре У.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-359/2014 по апелляционной жалобе М.А.А., действующего в интересах несовершеннолетнего М.А., на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года о признании незаконным снятия несовершеннолетнего М.А. с регистрационного учета, исполненного Отделом Федеральной Миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя М.А.А., представителя УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области К., судебная коллегия

установила:

М.А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным снятия несовершеннолетнего М.А. с регистрационного учета по месту жительства.

По мнению заявителя, снятие с регистрации по месту жительства является незаконным, поскольку несовершеннолетний М.А. снят с регистрационного учета из квартиры бывшей жены заявителя расположенной по адресу: <адрес>, на основании заявления матери ребенка — М.Н.И., которая лишена родительских прав в отношении сына. По мнению заявителя, действия по снятию с регистрации по месту жительства М.А. нарушают права несовершеннолетнего на пользование жилым помещением, принадлежащим матери, препятствуют реализации его гражданских прав и свобод.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просит суд возложить на УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе Санкт-Петербурга обязанность восстановить несовершеннолетнего М.А. на регистрационном учете по адресу: <адрес>

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.

В суде апелляционной инстанции заявитель настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что сведениями о лишении М.Н.И. родительских прав, заинтересованное лицо не располагало, обязанность производить проверку таких данных не имеет.

Заинтересованное лицо М.Н.И. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась. О времени судебного разбирательства извещена в соответствии с правилами, установленными ст. 113 ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, М.А.А. является отцом несовершеннолетнего М.А., <дата> 1999 года рождения, матерью ребенка является М.Н.И. (л.д. <…>).

Несовершеннолетний М.А. с 19 июля 2001 года зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежала на праве собственности М.Н.И. (мать) и В.Е.М. (бабушка) (л.д. <…>). В указанной квартире несовершеннолетний М.А. фактически не проживал, т.к. проживает с отцом по месту его регистрации.

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 мая 2008 года М.Н.И. лишена родительских прав в отношении сына М.А., ребенок оставлен на дальнейшее воспитание отцу М.А.А. (л.д. <…>).

17 сентября 2013 года М.А., М.Н.И., В.Е.М. сняты с регистрационного учета в квартире <адрес> в связи с продажей помещения и приобретением квартиры в <адрес>.

Основанием для снятия М.А. с регистрационного учета послужило заявление матери М.Н.И., при подаче которого она представила подлинник свидетельства о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака, а также объяснительную в которой указала, что не может предоставить согласие отца ребенка М.А.А., так как находится с ним в разводе, связь с ним не поддерживает и местонахождение его ей не известно; в случае возникновения разногласий с отцом ребенка, спор будет решать в судебном порядке (л.д. <…>).

Руководствуясь п. п. 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, а также положениями Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных приказом ФМС России от 11 сентября 2012 N 288, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и отказал в удовлетворении заявления.

Данный вывод суда является верным.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно ч. 1 ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Вместе с тем ч. 1 ст. 71 СК РФ установлено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно п. «а» ст. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).

В соответствии с п. 27 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Пункт 28 Административного регламента предусматривает, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета для лиц, не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении.

Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок (ст. 33 указанных Правил).

Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 71 СК РФ мать ребенка — М.Н.И. формально не обладала правами законного представителя ребенка для обращения в ОФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе с заявлением о снятии сына с регистрационного учета. Вместе с тем, вышеприведенными положениями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 N 713 и Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 при решении вопроса о снятии ребенка с регистрационного учета по месту жительства на органы регистрационного учета не возложена обязанность и не предоставлено право проверки возможности родителя, обратившегося с таким заявлением, осуществлять свои родительские права и обязанности. По общему правилу действующим законодательством предполагается добросовестность родителей по отношению к ребенку и к исполнению своих родительских обязанностей. В связи с этим несообщение М.Н.И. органам регистрационного учета информации о лишении ее родительских прав в отношении несовершеннолетнего М.А., не может быть поставлено в вину должностным лицам ОФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе и не свидетельствует о незаконности их действий.

Довод заявителя о необходимости получения согласия органов опеки и попечительства для снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства, правильно отвергнут судом первой инстанции.

Так, п. 136 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрыто в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Поскольку несовершеннолетний М.А. не относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в отношении иной категории детей необходимость предоставления в органы регистрационного учета письменного согласия органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка не предусмотрена, то обязанности истребовать от М.Н.И. такое согласие органов опеки и попечительства у должностных лиц ОФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе не имелось.

С учетом изложенного, поскольку М.Н.И. при подаче заявления о снятии М.А. с регистрационного учета представлено свидетельство о рождении ребенка, в котором она указана как мать ребенка, и при отсутствии в ОФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <…> районе Санкт-Петербурга сведений о лишении М.Н.И. родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына, отсутствовали основания для отказа в снятии М.А. с регистрационного учета по месту жительства матери.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение районного суда Колпинского Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *