Производство по делу об обязании демонтировать рекламные конструкции прекращено в связи с отказом истца от искового заявления.

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-4668/14

Судья Попова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Безгиновой Л.А.,

судей Муратовой Н.И., Переверзевой В.А.,

секретаря судебного заседания К.,

с участием прокурора Ледовской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Ленинского района

г. Ставрополя Лаптевой Е.В.,

на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2014 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю А., комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, при участии третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю об обязании демонтировать установленные рекламные конструкции (рекламные щиты),

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

установила:

Заместитель прокурора Ленинского района города Ставрополя, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю А., комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, при участии третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю об обязании демонтировать установленные рекламные конструкции (рекламные щиты).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе на территории Ленинского района г. Ставрополя, по результатам которой установлено следующее. Согласно ст. 132 Конституции РФ к вопросам местного значения отнесена охрана общественного порядка, неотъемлемой частью поддержания которого является, в том числе и обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Пунктом 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 9 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 — 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с п. 10 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. 22.1. При невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет. В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6). Пунктом 6.1 названного ГОСТа (в редакции приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 года) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами; на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них; на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м; на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах — на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м; над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах; на дорожных ограждениях и направляющих устройствах; на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах; на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м — в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м — в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части. Поскольку требования п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций. Проверкой установлено, что в г. Ставрополе на улицах …, … (…); … (…); … (…) Магазин «Магнит»; … (…) установлены рекламные инструкции, которые возведены с нарушением п. 6.1 ГОСТ 52044-2003, что подтверждается письмом N 1/10-10146 от 29.11.2013 года. Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан — участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах, подобное размещение рекламной конструкции создает — реальную угрозу участникам дорожного движения, и рекламная конструкция должна быть демонтирована собственником ИП А., а администрация г. Ставрополя до настоящего времени не приняла мер по выдаче ему предписания о демонтаже рекламы.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района города Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю А., комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, при участии третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю об обязании демонтировать установленные рекламные конструкции (рекламные щиты) — отказано.

Не согласившись с постановленным решением, помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В. обратилась в суд с апелляционным представлением, в котором ставится вопрос об отмене решения суда.

До начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебную коллегию по гражданским делам поступило заявление и.о. прокурора Ленинского района г. Ставрополя об отказе от заявленных исковых требований и прекращении производства по делу.

В заявлении указано, что последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 220 ГПК РФ, истцу известны и понятны.

Проверив материалы дела, заслушав мнение прокурора Ледовской Н.В., поддержавшей ходатайство и.о. прокурора Ленинского района г. Ставрополя об отказе от заявленных требований и не возражавшей против прекращения производства по делу, судебная коллегия считает возможным принять данный отказ и прекратить производство по делу.

Согласно частям 1, 2 статьи 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 173, статьи 220 ГПК РФ отказ истца от иска и принятие его судом является основанием для прекращения производства по делу.

Частями 1 и 2 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Из указанной нормы следует, что прокурор, обратившийся в суд в защиту законных интересов муниципального образования, вправе отказаться от заявления, что влечет прекращение производства по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьей 326.1 ГПК РФ установлено, что отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями 2 и 3 статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.

До решения вопроса о принятии отказа от заявленных исковых требований прокурору разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ о том, что в случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Поскольку отказ прокурора от иска является свободным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия находит возможным принять отказ прокурора от искового заявления и прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 326.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Принять отказ и.о. прокурора Ленинского района г. Ставрополя от искового заявления в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю А., комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, при участии третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю об обязании демонтировать установленные рекламные конструкции (рекламные щиты).

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2014 года отменить.

Производство по делу прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *