Исковые требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет.

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-4661/14

Судья Попова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Берко А.В.,

Судей Киселева Г.В., Загорской О.В.,

с участием прокурора Ледовской Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности К. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 мая 2014 года,

по гражданскому делу по иску прокурора г. Кисловодска, действующего в интересах П., к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, при участии третьих лиц — Министерства образования Ставропольского края, Управления образования администрации города-курорта Кисловодска о предоставлении в период 2014 года благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения,

заслушав доклад судьи Берко А.В.,

установила:

Прокурор г. Кисловодска обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка в связи с обращением П. по вопросу предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. В ходе проведения проверки по доводам обращения установлено, что П., … года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. П. являлся воспитанником … г. Кисловодска, детский дом ликвидирован в 2002 году. П. не имел и не имеет регистрации по месту жительства, … (данные изъяты) … П. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения, после выхода из детского дома и до настоящего времени не имеет жилого помещения для проживания, не имеет регистрации по месту жительства, фактически проживает в г. Кисловодске на съемных квартирах … (данные изъяты) … Постановлением администрации города Кисловодска от 10.10.1996 года N 1423 П. признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет по общему списку N 3921, как воспитанник детского дома по N 25. 23.04.2009 года П. снят с указанного учета на основании подпункта 1.7 пункта 1 постановления главы администрации города Кисловодска от 23.04.2009 года N 446 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшений жилищных условий». По протесту прокурора города Кисловодска от 26.02.2013 года N 21-30-2013 указанный подпункт отменен, на основании постановления главы администрации города Кисловодска от 07.03.2013 года N 219 П. восстановлен на учете нуждающихся в жилье по категории «дети-сироты» под N 1. Согласно данным Кисловодского филиала ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» и Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю П. не имеет собственного жилого помещения.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с 01.01.2013 года возложены на Министерство образования Ставропольского края, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставления лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом — Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Приказом Министерства образования Ставропольского края от 20.12.2012 года N 1208-пр утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно п. 2 указанного Порядка с целью формирования указанного списка органы местного самоуправления до 01 января и до 01 июля предоставляют сведения в Министерство образования Ставропольского края. О принятом решении Министерство уведомляет органы местного самоуправления. Согласно п. 4 указанного Порядка Министерство образования Ставропольского края на основании представленных уполномоченными муниципальными органами сведений формирует общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и направляет его в Министерство жилищно-коммунального хозяйства для последующего обеспечения детей жилыми помещениями. Установлено, что управлением образования администрации города-курорта Кисловодска направлены 27.06.2013 года в Министерство образования Ставропольского края сведения письмом за N 972 в отношении П., имеющего право на получение жилого помещения, для включения в сводный список по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории в период 2013 года. Министерство образования Ставропольского края 31.07.2013 года уведомило главу города — курорта Кисловодска Л. о своем положительном решении и включении П. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в 2013 году. Во исполнение п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 05.09.2013 года N 279-од П. 03.04.2013 года подано заявление утвержденной формы о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда Ставропольского края. Вместе с тем, в нарушение указанных требований федерального законодательства и законодательства Ставропольского края в период 2013 года П. не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, истец просил обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить в период 2014 года П., … года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 мая 2014 года заявленные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности К. указывает, что ответчик не согласен с состоявшимся решением районного суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, указывает, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено. Просит обжалуемое решение суда от 14 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кисловодска, в защиту интересов П., отказать полном объеме.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав П., прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую обжалуемое решение суда оставить без изменения, просившую в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для его отмены по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась и в положениях ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», названный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013 года) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением.

Районный суд при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили, что П., … года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений … (данные изъяты) …

П. являлся воспитанником Санаторного детского дома N 1, …, детский дом ликвидирован в 2002 году. Не имел и не имеет регистрации по месту жительства, в городе Кисловодске имел регистрацию по месту пребывания в Санаторном детском доме N 1 … с … года до выпуска из него. До детского дома находился в Доме детства г. Невинномысска.

П. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения, после выхода из детского дома и до настоящего времени не имеет жилого помещения для проживания, не имеет регистрации по месту жительства, фактически проживает в г. Кисловодске на съемных квартирах.

Постановлением администрации города Кисловодска от 10.10.1996 года N 1423 П. признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет по общему списку N 3921, как воспитанник детского дома по N 25.

23.04.2009 года П. снят с указанного учета на основании подпункта 1.7 пункта 1 постановления главы администрации города Кисловодска от 23.04.2009 года N 446 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшений жилищных условий».

По протесту прокурора города Кисловодска от 26.02.2013 года N 21-30-2013 указанный подпункт отменен, на основании постановления главы администрации города Кисловодска от 07.03.2013 года N 219 П. восстановлен на учете нуждающихся в жилье по категории «дети-сироты» под N 1.

Согласно данным Кисловодского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК П. не имеет собственного жилого помещения. В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации детство, семья находятся под защитой государства.

Установлено, что управлением образования администрации города-курорта Кисловодска направлены 27.06.2013 года в министерство образования Ставропольского края сведения письмом за N 972 в отношении П., имеющего право на получение жилого помещения, для включения в сводный список по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории в период 2013 года.

Министерство образования Ставропольского края 31.07.2013 года уведомило главу города-курорта Кисловодска Л. письмом за N 333-30дсп о своем положительном решении и включении П. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в 2013 году.

Во исполнение п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 05.09.2013 года N 279-од П. 03.04.2013 года подано заявление утвержденной формы о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда Ставропольского края.

Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.

При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Кисловодска, обязав Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обеспечить П. благоустроенным жилым помещением по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.

Такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований.

Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 года).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с 01.01.2013 года возложены на министерство образования Ставропольского края, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставления лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений «специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом — Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Довод апелляционной жалобы, сводящийся к тому, что истцом не доказан факт нарушения прав П. состоятельным не является и подлежит отклонению, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на ответчика — Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края функций.

Довод апеллянта о включении истца в список очередности в получении благоустроенного жилого помещения и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении П. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.

Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, во внимание принят быть не может, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение П. жилой площадью в соответствии с Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденном Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда ни мотивировочная, ни резолютивная части решения суда не содержат.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности К. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *