Иск о включении периодов деятельности в страховой стаж удовлетворен в части требований правомерно, так как судом установлено, что в части спорных периодов крестьянским (фермерским) хозяйством, где работал истец, вносились страховые взносы в пенсионный фонд.

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 29.08.2014 по делу N 33-5177/2014

судья Щербин А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Мясникова А.А.

судей краевого суда Шетогубовой О.П., Селюковой З.Н.

при секретаре судебного заседания К.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.В., К.Л.

на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 04 июня 2014 года,

по гражданскому делу по иску К.В., К.Л. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о включении периодов деятельности в страховой стаж,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

К.В., К.Л. обратились в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о включении периодов деятельности в страховой стаж.

Свои требования мотивировали тем, что с 24.08.1993 осуществляют трудовую деятельность в КФХ «Темп».

С 1993 года КФХ «Темп» состоит на учете в Пенсионном фонде России как плательщик страховых взносов. Глава и члены КФХ являются застрахованными лицами в государственной системе обязательного пенсионного страхования. Глава КФХ «Темп» К.В. выступает как страхователь в отношении себя и члена КФХ К.Л. Плательщиком страховых взносов является К.В., уплата страховых взносов в Пенсионный фонд осуществлялась в фиксированном размере.

В 2013 году К.В. и К.Л. в целях уточнения страхового стажа за период трудовой деятельности в КФХ «Темп», оценки своих пенсионных прав обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району для получения справки об уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за периоды с 01.01.1994 до 01.01.2002, которая является правовым основанием для расчета пенсии.

Однако Управлением Пенсионного фонда в выдаче такой справки отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих получение КФХ «Темп» дохода и уплату обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за указанный период времени.

Заявителям было разъяснено, что вопрос о выдаче в отношении КФХ «Темп» справки об уплате страховых взносов может быть разрешен только при предоставлении документов с отметкой налогового органа о полученных доходах и уплате обязательных платежей, что основным условием выдачи справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды до 01.01.2001 является наличие дохода и уплата в полном размере сумм страховых взносов от указанного дохода, а также отсутствие задолженности по пеням и штрафам.

В связи с этим УПФР по Труновскому району, ссылаясь на п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, сообщило об отсутствии фактов, необходимых для подтверждения трудового стажа заявителей.

Весь этот период КФХ «Темп» осуществляло непрерывную производственную деятельность, однако большинство бухгалтерской и налоговой отчетности было утеряно.

Бухгалтерская и налоговая отчетность КФХ «Темп» за данный период времени, сданная в налоговую инспекцию, уничтожена налоговым органом по истечении пятилетнего срока хранения.

Установление факта уплаты КФХ «Темп» страховых взносов необходимо заявителям для правильного исчисления страхового стажа с целью дальнейшей реализации своих пенсионных прав на получение трудовой пенсии, поскольку п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Факт получения КФХ «Темп» доходов и уплаты страховых взносов за период с 01.01.1994 по 01.01.2002 подтверждается документами о хозяйственной деятельности и учетными документами пенсионного фонда, приложенными к заявлению.

Помимо этого необходимо учитывать особенности взимания страховых взносов.

Отсутствие у КФХ «Темп» за указанные периоды деятельности книги учета труда и ведомости финансовых результатов не может являться основанием для отрицания производственной деятельности КФХ «Темп» и препятствием к доказыванию получения дохода.

Просят суд обязать ответчика засчитать им уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.1994 по 01.01.2002 в полном объеме и включить данный период в их страховой стаж с целью дальнейшей реализации своих пенсионных прав на получение трудовой пенсии.

Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 04 июня 2014 года исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе К.В., К.Л. просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения установили, что 03.09.1993 КФХ «Темп» поставлено на учет в Инспекции МНС России по Труновскому району Ставропольского края в качестве юридического лица.

К.В. является главой КФХ «Темп», К.Л. — членом КФХ «Темп», что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 31.12.1999, записями в трудовых книжках истцов (л.д. 16-23).

В 2013 году К.В. и К.Л. в целях уточнения страхового стажа за период трудовой деятельности в КФХ «Темп», оценки своих пенсионных прав обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району для получения справки об уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за периоды с 01.01.1994 до 01.01.2002, которая является правовым основанием для расчета пенсии.

Управлением Пенсионного фонда в выдаче такой справки отказано в связи с отсутствием данных налоговых органов о фактически полученном доходе и отсутствием документального подтверждения уплаты страховых взносов в полном объеме.

Письмами Управления Пенсионного фонда РФ по Труновскому району, Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю заявителям неоднократно разъяснено, что вопрос о выдаче в отношении КФХ «Темп» справки об уплате страховых взносов может быть разрешен только при предоставлении документов с отметкой налогового органа о полученных доходах и уплате обязательных платежей (л.д. 42-43, 45, 47-53).

Согласно сообщениям МРИФНС N 5 по Ставропольскому краю бухгалтерская и налоговая отчетность КФХ «Темп» за период с 1994 по 2002 годы, сданная в налоговую инспекцию, уничтожена налоговым органом по истечении пятилетнего срока хранения (л.д. 44, 54-55).

Пунктом 26 Перечня документов, утвержденных постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19-па предусмотрено, что для исчисления пенсии применяются справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов с указанных доходов.

В силу ст. ст. 3, 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктами 1, 4 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данные правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

— взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

— страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. — документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

— единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. — документами территориальных налоговых органов.

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статья 30 предусматривает порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 12 ст. 30 вышеназванного закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный порядок был установлен утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190 «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР».

В соответствии с п. 3.6 указанного Положения время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Таким образом, обязательным условием включения в страховой (трудовой) стаж периода работы в качестве главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства как действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, так и действовавшим в спорный период Положением о порядке подтверждения трудового стажа, предусматривается наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.

Данные требования полностью согласуются и с положениями действовавшего в спорный период Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьей 25 которого предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч. 6 ст. 25).

Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года N 340-1 предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года 3543-1).

Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, — в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование, как следует из толкования вышеуказанных правовых норм, данного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 950-О-О, не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае — главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Таким образом, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно представленному Управлением Пенсионного фонда РФ по Труновскому району реестру поступления платежей от страхователей за период с 01.01.1992 по 31.12.2001, страхователем К.В. КФХ «Темп» уплачены страховые взносы: 22.03.1995 в размере… рублей, 25.03.1997 -… рублей, 26.03.1998 -… рублей, 02.02.1999 -… рублей, 17.02.2000 -… рублей, 12.03.2001 -… рубль (л.д. 57).

В связи с чем, обоснован вывод суда, что страховые взносы в Пенсионный фонд, уплаченные КФХ «Темп» 22.03.1995, 25.03.1997, 26.03.1998, 02.02.1999, 17.02.2000, 12.03.2001 надлежит расценивать как страховые взносы за 1994, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годы, соответственно.

Кроме того, материалами дела также установлено, что за 1997, 1998, 2000 и 2001 годы К.В. и К.Л. полностью уплатили страховые взносы (единый социальный налог) и данные периоды, несомненно, подлежат включению в их страховой стаж, что довольно подробно и мотивировано изложено в мотивировочной части решения суда.

В указанных выше выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 126-132), сформированных Управлением Пенсионного фонда РФ по Труновскому району в отношении К.В. и К.Л., в разделе «Сведения о стаже работы» периоды с 01.01.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.01.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2000 по 31.12.2000 включены в страховой стаж истцов.

Факт уплаты страховых взносов КФХ «Темп» за 1994 и 1996 годы подтверждается реестром поступления платежей от страхователей за период с 01.01.1992 по 31.12.2001, согласно которому за 1994 год уплачено… рублей, за 1996 год -… рублей (л.д. 57).

Каких-либо сведений о наличии недоимки по уплате страховых платежей КФХ «Темп» за 1994, 1996 годы, применении контролирующими органами финансовых санкций, ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд правильно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить периоды работы истцов за 1994, 1996, 1997, 1998, 2000 и 2001 годы в их страховой стаж.

Также обоснован вывод суда, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж истцов периоды их работы за 1995 и 1999 годы, не подлежат удовлетворению, поскольку согласно реестру поступления платежей от КФХ «Темп», за 1995 год страховой взнос не уплачен. Доказательств обратного истцами не представлено, что подробно отражено в мотивировочной части решения суда.

Отчет N 32 от 19.04.2000 г. представленный в суд апелляционной инстанции, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку не был предметом исследования в суде первой инстанции, и истцы не представили доказательств того, почему они не могли представить данное доказательство в судебное заседание районного суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.

Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Труновского районного суда Ставропольского края от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *