Иск о признании незаконными отказов регистрирующего органа в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворен, поскольку выполнение жилищными комиссиями органов ФСБ России функции по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы предполагает наличие у них права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений,

Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 20.03.2014 по делу N 33-28/14, 2-556/13

Судья суда 1 инстанции

Кодес А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Мирошник Н.Г.,

судей Шепуленко В.В., Малова Д.В.,

при секретаре А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица — Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на решение Анадырского городского суда от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:

«признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (Чукотский отдел) в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» о правах С. и Т. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества, изложенные в сообщениях N и N от 28.10.2013 г.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (Чукотский отдел) обязанность предоставить Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества».

Заслушав доклад судьи Шепуленко В.В., судебная коллегия

установила:

Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» (далее — заявитель, ПУ ФСБ России по ЧАО) обратилось в Анадырский городской суд с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (Чукотский отдел) (далее — заинтересованное лицо, Управление Росреестра) в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах С. и Т. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества.

В обоснование заявитель указал, что входит в структуру органов Федеральной службы безопасности России, на которые действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению граждан, проходящих военную службу в этих органах, жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Одним из установленных законом условий для предоставления военнослужащим жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма является признание таких граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ. Принятие военнослужащих на указанный учет и его дальнейшее ведение осуществляется по месту прохождения ими службы.

В рамках осуществления приведенных выше полномочий и в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ 17 октября 2013 года заявитель обратился в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о предоставлении информации из ЕГРП в отношении военнослужащих С. и Т..

28 октября 2013 года в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано со ссылкой на то, что обобщенные сведения о правах отдельных лиц являются сведениями ограниченного доступа, которые не могут быть представлены, так как не являются сведениями, необходимыми для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу.

Заявитель, считая, что указанные отказы препятствуют исполнению возложенной на него обязанности по принятию военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством, просил признать эти отказы незаконными и обязать Управление Росреестра предоставить необходимые сведения.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра указывает на неправильное толкование и применение судом норм федерального законодательства, регулирующего выдачу сведений из ЕГРП. Ссылается на то, что заявителем не представлено доказательств отнесения запрошенных сведений к категории сведений, необходимых для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности. Просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу ПУ ФСБ России по ЧАО считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 28 октября 2013 года Пограничное управление ФСБ России по ЧАО со ссылкой на часть 4 статьи 52 ЖК РФ обратилось с запросами к заинтересованному лицу о предоставлении обобщенных сведений о правах Т. и С. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости для принятия этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (<данные изъяты>).

28 октября 2013 года Управлением Росреестра заявителю было отказано в предоставлении запрошенных сведений с указанием на то, что они являются сведениями ограниченного доступа и поскольку не относятся к сведениям, необходимым для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности ФГКУ «ПУ ФСБ России по ЧАО», не могут быть предоставлены заявителю (<данные изъяты>).

Удовлетворяя заявление ПУ ФСБ России по ЧАО и возлагая на Управление Росреестра обязанность по предоставлению запрошенных сведений, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством на ПУ ФСБ России по ЧАО как на орган исполнительной власти прямо возложена обязанность по осуществлению принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, проходящих военную службу в указанном органе, по ведению жилищного учета, а также по проверке сведений, послуживших основанием для признания упомянутых военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. В связи с этим, как указал суд первой инстанции, в рамках осуществления деятельности по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях ПУ ФСБ России по ЧАО наделено правом на получение выписки из ЕГРП, содержащей сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.

Коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и закону, а довод апелляционной жалобы Управления о том, что запрошенные заявителем сведения не относятся к его установленной сфере деятельности — основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» порядок обеспечения жильем военнослужащих органов ФСБ не урегулирован, вследствие чего их обеспечение жильем производится в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», что, в частности, следует из Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ РФ от 24 октября 2011 года N 590 (далее — Правила N 590).

Тот факт, что ни в статье 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», ни в Указе Президента РФ от 11 августа 2003 года N 960, устанавливающих направления деятельности органов федеральной службы безопасности, прямо не предусмотрена деятельность, направленная на выполнение функций жилищных комиссий по получению сведений, доступ к которым ограничен, не может являться основанием для отказа в предоставлении такой информации, как ошибочно полагает Управление Росреестра в апелляционной жалобе.

Так, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями — Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 (далее — Правила N 512). Признание данной категории граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей, осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

Из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.

Следовательно, выполнение заявителем требований жилищного законодательства составляет правовую основу деятельности ПУ ФСБ России по ЧАО, как органа исполнительной власти, на который возложена обязанность по учету военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу части 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1. Правил N 590 военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет.

При этом согласно пункту 3.1. Правил N 590 жилищная комиссия самостоятельно запрашивает указанные документы в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Таким образом, выполнение жилищными комиссиями органов ФСБ России функции по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы предполагает наличие у них права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений, в том числе и выписки из ЕГРП.

Учитывая это, коллегия приходит к выводу о том, что запрошенные ПУ ФСБ России по ЧАО в Управлении сведения были необходимы ему именно для осуществления полномочий ПУ ФСБ России по ЧАО в той сфере деятельности, которая направлена на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье — запросы о предоставлении сведений) любых лиц.

Согласно абзацу 5 части 3 статьи 7 данного Закона сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Поскольку, как указано выше в настоящем определении, сведения о правах на имеющиеся или имевшиеся у военнослужащего объекты недвижимости необходимы ПУ ФСБ России по ЧАО для реализации своих полномочий в жилищной сфере деятельности, вопреки утверждениям заинтересованного лица в апелляционной жалобе, коллегия приходит к выводу о наличии у ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу права на получение в соответствии с пунктом 3 статьи 7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости.

При таких обстоятельствах отказ Управления Росреестра заявителю в предоставлении обобщенных сведений по мотиву того, что они не являются необходимыми для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, как обоснованно установил суд первой инстанции, является незаконным.

Коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденные приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, в части права жилищной комиссии запрашивать в органах государственной власти сведения, доступ к которым ограничен, противоречат положениям пункта 3 статьи 7 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку данные акты регулируют различные правоотношения и в силу части 2 статьи 11 ГПК РФ не подлежат оценке на предмет соответствия друг другу.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов ПУ ФСБ России по ЧАО отказом Управления Росреестра в предоставлении информации коллегия также находит несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По основаниям, изложенным выше в настоящем определении, коллегия пришла к выводу о наличии у заявителя права на получение от Управления Росреестра обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости в соответствии с абзацем 5 части 3 статьи 7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отказ Управления Росреестра в предоставлении этих сведений по мотиву отсутствия у заявителя такого права сам по себе является основанием для обращения в суд в порядке части 1 статьи 254 ГПК РФ за его защитой и восстановлением.

Кроме того, отказав в предоставлении запрашиваемых сведений, Управление Росреестра создало препятствия уполномоченному органу — жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу в выполнении заявителем возложенных на него законодателем функций в установленной сфере деятельности.

Иные доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получили правильную по существу оценку в обжалуемом решении, с которой коллегия согласна. В связи с этим коллегия не усматривает необходимости повторно приводить и оценивать их в настоящем определении.

Обобщая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу отсутствуют, поскольку содержащиеся в ней доводы не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Анадырского городского суда от 29 ноября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу — без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.МИРОШНИК

Судьи
В.В.ШЕПУЛЕНКО
Д.В.МАЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *