Исковые требования о включении в стаж муниципальной службы периода работы, назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы удовлетворены, так как доказан факт наличия оснований для установления данного стажа с учетом стажа работы истца в должности муниципального служащего и иных периодов трудовой деятельности, опыт и знания по которым необходимы для исполнения

Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 27.06.2014 по делу N 33-341/2014

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Слободчиковой М.Е., Дроздовой В.Ф.,

при секретаре Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 апреля 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования Б.А. к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» о включении в стаж муниципальной службы иного периода работы, назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, признании незаконными протокола и решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 06.03.2014 N 2 оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения представителя истца Б.Н., судебная коллегия

установила:

Б.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО (далее по тексту администрация МО «Биробиджанский муниципальный район») о включении в стаж муниципальной службы иного периода работы и назначении пенсии за выслугу лет.

Требования мотивировал тем, что с 22.02.2000 работал в администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» в должности заместителя начальника и начальника управления сельского хозяйства. 21.06.2010 уволен в связи с отсутствием соответствующей работы, необходимой в соответствии с медицинским заключением.

20.09.2013 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, полагая, что стаж муниципальной службы у него составляет 15 лет, так как в период работы ему платили надбавку к должностному окладу с учетом данного стажа работы.

В назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы, поскольку стаж его работы составляет 13 лет 1 день.

24.12.2013 он обратился к ответчику с заявлением включить в стаж муниципальной службы период его работы с 12.03.1991 по 12.07.1993 (2 года 4 месяца) в должности заместителя директора «Добринский совхоз».

Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 24.01.2014 ему отказано во включении указанных периодов в стаж муниципальной службы в связи с тем, что на момент обращения он не является муниципальным служащим.

Просил обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы период его работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз» с 12.03.1991 по 12.07.1993 и назначить пенсию за выслугу лет с 24.01.2014.

Определением судебного заседания от 25.03.2014 к производству суда приняты увеличенные требования истца о признании незаконными протокола и решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 06.03.2014 N 2, которыми отменено решение комиссии о назначении истцу надбавки к должностному окладу в размере 30% в связи с наличием стажа муниципальной службы 15 лет.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Б.Н. уточненные требования поддержала. Пояснила, что в период работы у ответчика истцу была оформлена вторая группа инвалидности вследствие общего заболевания. При увольнении в связи с отсутствием соответствующей работы, необходимой в соответствии с медицинским заключением, кадровый работник сообщил ему, что стаж муниципальной службы у него составляет 15 лет. Он поверил ей, так как ему платили надбавку к должностному окладу в размере 30% за стаж муниципальной службы 15 лет. В связи с чем, при увольнении истец не обращался к ответчику с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз». В настоящее время истцу отказано во включении данного периода работы, поскольку он не является муниципальным служащим. Полагает отказ во включении данного периода работы в стаж муниципальной службы и назначении пенсии незаконным. Просила требования истца удовлетворить.

Представитель ответчика П. исковые требования не признал, пояснил, что в 2008 году комиссия установила истцу стаж муниципальной службы 15 лет, в связи с чем, Б.А. выплачивали надбавку к должностному окладу в размере 30%. Однако при изучении материалов личного дела истца установлено, что кадровыми работниками допущена ошибка и стаж его муниципальной службы составляет 13 лет 1 день.

В период работы истца по его заявлению комиссия включила в стаж муниципальной службы Б.А. период его работы в должности директора «Добринский совхоз» с 13.07.1993 по 13.03.1996, составляющий 2 года 8 месяцев.

Во включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз» истцу отказано, так как на момент подачи заявления он не является муниципальным служащим, что является обязательным требованием. Если бы Б.А. обратился с заявлением о включении в стаж муниципальной службы указанного периода работы до увольнения, данный период был бы засчитан.

Решение о назначении истцу надбавки к должностному окладу в размере 30% отменено, так как выявлено, что комиссия необоснованно посчитала стаж муниципальной службы истцу 15 лет.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истец Б.А. просил решение суда отменить, вынести новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.

Указал, что из Порядка включения иных периодов трудовой деятельности в стаж муниципальной службы муниципальных служащих администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО, утвержденного постановлением администрации муниципального района 05.05.2010 N 472, не следует, что право на включение иных периодов работы в стаж муниципальной службы имеют только работающие муниципальные служащие.

В период работы у ответчика истцу на основании решения комиссии выплачивали надбавку к должностному окладу в размере 30% за стаж муниципальной службы 15 лет, в связи с чем, до увольнения с муниципальной службы Б.А. не обращался с заявлением о включении иных периодов работы, так как полагал, что данные периоды уже включены. Работники отдела кадров администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» при его увольнении подтвердили данный факт. В связи с чем, считает необоснованным вывод суда об отсутствии у него уважительных причин для обращения с заявлением о включении иного периода работы в муниципальный стаж в период службы.

В апелляционной инстанции представитель истца Б.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить.

Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» N 166 от 15.12.2001 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Закона ЕАО от 25.04.2007 N 127 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области» пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии, установленной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Право на пенсию за выслугу лет наступает при увольнении с муниципальной службы, в том числе в случае обнаружившегося несоответствия замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются периоды службы (работы) в должностях, определенных ст. 4 Закона области от 19.09.2006 N 753 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы ЕАО», а также иные периоды трудовой деятельности, включенные в стаж муниципальной службы муниципального служащего в порядке, предусмотренном правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с ч. 3 ст. 11 настоящего Закона.

Статьей 4 указанного Закона определено, что в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы, включаются периоды службы (работы) в должностях, Перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

Пунктом 13, 14, 20 данного Перечня предусмотрено, что в стаж муниципальной службы включаются должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы), должности руководителей, специалистов и служащих в органах местного самоуправления.

Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, включаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Аналогичные положения о включении иных периодов работы в стаж муниципальной службы предусмотрены Положением, утвержденным главой муниципального района МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО 30.01.2006 N 55, согласно которому в стаж муниципальной службы могут быть включены в порядке исключения периоды предшествующей работы (службы) на должностях руководителей и (или) заместителей руководителей предприятий, организаций, учреждений, а также руководителей их структурных подразделений, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещению муниципальной должности муниципальной службы.

Профессиональная деятельность на предшествующей работе, как правило, должна соответствовать основным функциям и направлениям деятельности отдела администрации муниципального района, в котором муниципальный служащий замещает муниципальную должность.

Включаемые в стаж муниципальной службы иные периоды работы (службы) по совокупности не должны превышать пять лет.

Право органов местного самоуправления на принятие Порядка включения иных периодов трудовой деятельности в стаж муниципальной службы определено ст. 11 Закона ЕАО от 25.04.2007 «О некоторых вопросах муниципальной службы в ЕАО».

Материалами дела подтверждается, что Б.А. работал с 22.02.2000 в управлении сельского хозяйства администрации МО «Биробиджанский район» ЕАО в должности главного инженера — заместителя начальника управления сельского хозяйства, с 01.06.2006 — заместителем главы администрации, начальником данного управления. 21.06.2010 уволен по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием соответствующей работы, необходимой в соответствии с медицинским заключением.

Работа в данных должностях согласно Закону ЕАО «О Реестре должностей муниципальной службы в ЕАО» от 19.09.2006 N 756 и Перечню должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141, включается в стаж муниципальной службы и составляет 10 лет 3 месяца 29 дней.

Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 03.06.2008 по заявлению Б.А. в стаж его муниципальной службы засчитан период работы в должности директора «Добринский совхоз», 2 года 8 месяцев, поскольку опыт работы в должности директора данного предприятия пригодился ему для занимаемой должности муниципальной службы.

20.09.2013 Б.А. обратился к ответчику с заявлением назначить ему пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему.

Решением вышеуказанной комиссии от 17.12.2013 N 22 ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием у него необходимого стажа работы муниципальной службы.

16.01.2014 истец обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз» с 12.03.1991 по 12.07.1993, всего 2 года 4 месяца.

Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 24.01.2014 N 1 Б.А. отказано во включении в стаж данного периода в связи с тем, что на момент обращения с заявлением он не является муниципальным служащим.

Отказывая в удовлетворении требований истца во включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз» и назначении пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции посчитал, что уважительных причин, по которым истец не обратился к ответчику с заявлением о включении данного периода работы в стаж муниципальной службы до увольнения с муниципальной службы, не имеется.

Судебная коллегия областного суда ЕАО с таким выводом суда не согласилась.

Согласно Порядку включения иных периодов трудовой деятельности в стаж муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО Биробиджанского муниципального района ЕАО, утвержденному постановлением главы муниципального района МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО 05.05.2010 N 472, решение о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности принимает комиссия по установлению стажа муниципальной службы, в которую предоставляются ходатайство руководителя, личное заявление муниципального служащего, копии документов, подтверждающих стаж иных периодов трудовой деятельности и копия должностной инструкции.

Анализ норм указанного Порядка прямо не устанавливает запрета на право рассмотрения комиссией по установлению стажа муниципальной службы заявления муниципального служащего о включении иных периодов работы в стаж муниципальной службы после увольнения со службы.

Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141, иные федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Еврейской автономной области, администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, регламентирующие пенсионное обеспечение муниципальных служащих, также не содержат таких ограничений во включении в стаж периодов иной трудовой деятельности.

Кроме того, право гражданина на пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от нахождения его в момент обращения за реализацией данного права на службе или нет.

Как следует из пояснений ответчика в судебном заседании опыт и знания на должности заместителя директора «Добринский совхоз» необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещению муниципальных должностей муниципальной службы истца.

Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что период работы истца в должности заместителя директора «Добринский совхоз» с 12.03.1991 по 12.07.1993, всего 2 года 4 месяца подлежат включению Б.А. в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Поскольку общий стаж муниципальной службы истца составляет более 15 лет, то он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом ЕАО от 25.04.2007 N 127 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области».

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Учитывая, что включение иных периодов работы в муниципальный стаж носит заявительный характер, с таким заявлением истец обратился к ответчику 16.01.2014, и ему было необоснованно отказано, право истца на назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему возникло с этого времени.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными протокола и решения комиссии от 06.03.2014 N 2 об отмене решения комиссии от 13.11.2008 N 18 об установлении истцу надбавки к должностному окладу за выслугу лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанным решением права истца не нарушены, так как с 2010 года он не работает, соответственно, не имеет право на получение данной надбавки и действия ответчика носят законный характер.

Судебная коллегия не согласна с тем, что решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 13.11.2008 N 18 вынесено незаконно.

В соответствии с решением Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 15.06.2007 N 60 «Об утверждении Порядка назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Биробиджанского муниципального района» комиссия по установлению стажа муниципальной службы 13.11.2008 приняла решение выплачивать Б.А. ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, в размере 30%, учитывая, что муниципальный стаж истца составляет 15 лет.

Согласно Положению о комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе данная комиссия образована для рассмотрения вопросов по установлению стажа муниципальным служащим, дающего право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе и включению в стаж муниципальной службы муниципальным служащим иных периодов трудовой деятельности, опыт и знания, по которым необходимы для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.

Таким образом, учитывая вышеизложенные полномочия комиссии, протокол и принятое ею решение от 13.11.2008 N 18, судебная коллегия пришла к выводу, что данная комиссия установила стаж муниципальной службы 15 лет для назначения надбавки к должностному окладу Б.А.

Основания для установления данного стажа имелись с учетом стажа работы истца в должности муниципального служащего и иных периодов трудовой деятельности, опыт и знания, по которым необходимы для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.

Факт того, что комиссия приняла решение без заявления Б.А., не может свидетельствовать о его незаконности, учитывая, что право на включение данных периодов работы у истца на момент принятия комиссией решения имелось.

Вместе с тем, данное решение комиссии не свидетельствует о том, что истцу установлен стаж муниципальной службы для назначения пенсии 15 лет, поскольку как следует из Закона ЕАО от 25.04.2007 N 127 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области» исчисление стажа муниципальной службы для установления надбавки к должностному окладу определяется в соответствии со ст. 11 данного Закона, а для пенсионного обеспечения муниципального служащего муниципальный стаж определяется согласно ч. 8 ст. 12 Закона.

Судебная коллегия не согласна, что обжалуемое решение не нарушает права истца, поскольку решение комиссии от 06.03.2014 N 2 об отмене решения от 13.11.2008 N 18 об установлении надбавки к должностному окладу может повлиять на размер среднего заработка истца при исчислении пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 апреля 2014 года и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 апреля 2014 года отменить, по делу вынести новое решение, которым исковые требования Б.А. к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО о включении в стаж муниципальной службы иного периода работы, назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 06.03.2014 N 2 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО включить Б.А. в стаж муниципальной службы период работы в должности заместителя директора «Добринский совхоз» с 12.03.1991 по 12.07.1993, всего 2 года 4 месяца.

Признать право Б.А. на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом ЕАО от 25.04.2007 N 127 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области» с 16.01.2014.

Признать решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 06.03.2014 N 2 незаконным.

Апелляционную жалобу Б.А. удовлетворить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *