Требование о признании незаконными действий общества по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, несозданию социальных рабочих мест для их трудоустройства удовлетворено правомерно, так как обществом нарушены требования закона о социальной защите инвалидов, не созданы условий для их трудоустройства в пределах установленной квоты, отсутствие у органов службы занятости населения информации о создании условий для труда инвалидов делает невозможным направление их

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-2756/2014

Судья Савельев Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Игнатьева В.П.,

судей Чумак Г.Н.,

Стрижовой В.Н.

при секретаре Мишунине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12.03.2014 гражданское дело

по иску прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «База Гастроном «МагКор» о признании незаконными действий по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, несозданию социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.11.2013.

Заслушав доклад судьи Стрижовой В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «База Гастроном «МагКор» Х., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Привороцкой Т.М., возражавшей против жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Кировского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «База Гастроном «МагКор» (далее ООО «База Гастроном «МагКор») о признании действий ответчика по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, несозданию социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконными возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема инвалидов.

В обоснование иска указал, что в результате проведения прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проверки соблюдения законодательства в сфере занятости инвалидов было выявлено неисполнение ООО «База Гастроном «МагКор» ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов). Ответчику установлена квота по инвалидам 7 человек, трудоустроено — 2 инвалида. В нарушение закона ответчик не соблюдает квоту для приема на работу инвалидов в количестве 5 человек. На основании изложенного просил признать действия ООО «База Гастроном «МагКор» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов и несозданию социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконными, возложить на ООО «База Гастроном «МагКор» обязанность в месячный срок после вступления в законную силу решения суда создать рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве, не менее 3 процентов от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району.

В судебном заседании прокурор Кузьмина В.А. поддержала заявленные требования и указала, что до настоящего времени квота ответчиком не выполнена, рабочие места для инвалидов не созданы.

Представитель ответчика ООО «База Гастроном «МагКор» Х. с требованиями прокурора не согласилась, объяснила, что среднесписочная численность работников ответчика по состоянию на октябрь месяц составляет 140 человек, в силу действующего законодательства квота для приема на работу инвалидов 4 рабочих места. В настоящее время на предприятии трудоустроено два инвалида. По условиям производства создать рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте невозможно, поскольку штат работников укомплектован на 100%, а оснований для расторжения трудовых договоров с работниками не имеется. Также указала, что планируется создание соответствующих мест для инвалидов, вакантна должность секретаря, требующая оборудования рабочего места.

Представитель третьего лица ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району в судебное заседание не явился.

Судом постановлено решение, которым заявленные исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия ответчика по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов, несозданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. На ООО «База Гастроном «МагКор» возложена обязанность в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 процентов от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Кировскому району. С ответчика в доход государства взыскана государственная пошлина в размере N рублей.

В апелляционной жалобе ответчик оспаривает решение суда, просит его отменить и вынести новое решение в связи с неправильным применением судом норм материального права. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные доводам письменного отзыва на исковое заявление и доводам представителя ответчика в судебном заседании о том, что полностью укомплектован штат работников, который обеспечивает производственную необходимость, создание дополнительных специальных мест экономически нецелесообразно. Также указано, что оборудование специального рабочего места в порядке ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до обращения конкретного инвалида является необоснованным, поскольку работодатель не имеет возможности создать специальное рабочее место для инвалида, не зная его особенностей по медицинским показаниям, что в дальнейшем может привести к непригодности рабочего места для работы конкретного инвалида и дополнительным убыткам предприятия. По состоянию на 01.12.2013 среднесписочная численность работников ООО «База Гастроном «МагКор» снижена до 105 человек, поэтому квота для приема на работу инвалидов для ответчика составила 3 рабочих места. Кроме того, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2002 N 3-П заявитель жалобы отметил, что вопрос о принятии кадровых решений находится в компетенции работодателя, а реализация конституционных прав, предусмотренных ст. 8 Конституции Российской Федерации, предполагает осуществление экономической деятельности и рациональное управления имуществом работодателем самостоятельно.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда представитель третьего лица не явился. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 12.03.2014 определением от 07.02.2014, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом 07.02.2014, кроме того, информация о времени, дате и месте судебного заседания была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает оставить решение суда без изменения.

В силу ч. 2 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Поводом для обращения в суд прокурора послужила необходимость защиты интересов инвалидов в социальной сфере. При этом защита интересов не связана с обеспечением дополнительных гарантий конкретного работника, а направлена на обеспечение интересов значительного числа граждан, имеющих статус инвалида. Обязанность работодателей, в том числе юридических лиц, по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в конечном итоге направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на обеспечение им дополнительных гарантий прав на труд и социальную защиту от безработицы.

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный в статье 12 Гражданского кодекса, не является исчерпывающим. Так, если в судебном заседании будет установлено, что бездействие противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя или лиц, в интересах которых подано заявление, были нарушены бездействием, суд принимает решение об обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

В соответствии со ст. 7 Закон Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» квота для приема на работу инвалидов организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек устанавливается в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.

Аналогичные положения ранее содержались в ст. 2 Закона Свердловской области от 12.07.2011 N 76-ОЗ «О гарантиях занятости инвалидов в Свердловской области».

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 этого Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как установлено судом, ответчиком в службу занятости предоставлена информация о том, что по состоянию на сентябрь 2013 года установленная квота для приема на работу инвалидов в ООО «База Гастроном «МагКор» составляет 6 человек, установленное числа специальных рабочих мест — 0, создано рабочих мест для трудоустройства инвалидов — 0.

Справка, предоставленная ответчиком, содержит сведения о среднесписочном составе работников ООО «База Гастроном «МагКор» по состоянию на октябрь 2013 года в количестве 140 человек.

По смыслу закона, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

Квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом.

В сведениях о вакантных рабочих местах, выделенных для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, представленных ответчиком в службу занятости, указано на отсутствие вакантных должностей.

Ответчиком не опровергнуто, что в счет установленной квоты на предприятии трудоустроены два инвалида.

Отсутствие у Центра занятости населения информации о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

При установленных обстоятельствах, выводы суда о нарушении ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в части несоздания условий для трудоустройства инвалидов являются правильными. В связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствуют основания для создания специальных рабочих мест, не может служить основанием для отмены решения, поскольку оспариваемым решением на ответчика не возложена обязанность по созданию специальных рабочих мест. Судом на ответчика возложена обязанность — создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, а не специальные рабочие места.

Также не может служить основанием к отмене решения суда и довод заявителя жалобы о снижении среднесписочной численности работников ООО «База Гастроном «МагКор» до 105 человек по состоянию на 01.12.2013, что свидетельствует о соответствующем уменьшении квоты для приема на работу инвалидов для ответчика до 3 рабочих мест. При снижении среднесписочной численности работников до 105 человек согласно ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» квота для приема на работу инвалидов также составит три процента от среднесписочной численности работников, как и указано судом в резолютивной части решения.

Более того, оспариваемое решение суда вынесено 25.11.2013, из чего следует, что сведения за декабрь 2013 года, как и последующее изменение среднесписочной численности работников ответчика не могут повлечь изменение либо отмену решения суда, поскольку в силу ст. ст. 56, 67, ч. ст. 157, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд выносит решение на основании оценки только непосредственно исследованных в судебном заседании доказательств.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, не опровергают выводов суда, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, которым судом дана оценка в соответствии требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Нарушения процессуального законодательства, влекущие безусловную отмену решения суда, судом не допущены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «База Гастроном «МагКор» — без удовлетворения.

Председательствующий
В.П.ИГНАТЬЕВ

Судьи
Г.Н.ЧУМАК
В.Н.СТРИЖОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *