Требование об обязании принять в собственность субъекта РФ биологически опасные объекты (сибиреязвенные скотомогильники), привести их в надлежащее состояние удовлетворено правомерно, поскольку организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных отнесена законом к полномочиям органов власти субъекта РФ, осуществляемым за счет бюджета субъекта, для осуществления данных полномочий в собственности последнего могут находиться соответствующие объекты.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.06.2014 по делу N 33-7764/2010

Судья И.В. Проскуряков.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Игнатьева В.П.,

судей Чумак Г.Н., Морозовой С.Б.

при участии прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Свердловской областной прокуратуры Волковой М.Н.

при секретаре Морозовой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18.06.2014 гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департаменту ветеринарии Свердловской области о возложении обязанности в отношении сибиреязвенных скотомогильников

по апелляционной жалобе представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.03.2014

Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения прокурора, представителей департамента ветеринарии Свердловской области — Р., действующей на основании доверенности <…> и С., действующей на основании доверенности <…>, представителя третьего лица — ТУ Росимущества в Свердловской области — Ю., действующей на основании доверенности <…>, судебная коллегия

установила:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департаменту ветеринарии Свердловской области о возложении обязанности в отношении сибиреязвенных скотомогильников.

В обоснование своих требований истец указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Сысертского района Свердловской области установлено, что на территории Сысертского района Свердловской области имеется шесть сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) <…> года захоронения, расположенных в <…>, которые находятся в ненадлежащем ветеринарно-санитарном состоянии. Согласно ветеринарно-санитарным карточкам на указанные скотомогильники <…>: Скотомогильник N находится в <…> метрах от населенного пункта — <…>, удален от бывшей птицефабрики на <…> метров, расположен на территории прогона скота. Площадь составляет <…> метров квадратных. Скотомогильник N находится в <…> метрах от населенного пункта — <…>, в <…> метрах от водоема. Площадь составляет <…> метров квадратных. Скотомогильник N находится в <…> метров от населенного пункта — <…>, в <…> метрах от фермы, по лесной дороге. Площадь составляет <…> метров квадратных. Скотомогильник N находится в <…> метрах от населенного пункта — <…>, в <…> метрах от реки Черемшанка и <…> метрах от кромки леса, по лесной дороге. Площадь составляет <…> метров квадратных. Скотомогильник N находится в <…> метров от населенного пункта — <…>, в <…> метров от МТФ <…>, по лесной дороге. Площадь составляет <…> метров квадратных. Скотомогильник N находится в <…> метров от <…>. Площадь составляет <…> метров квадратных. На момент проверки указанные сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы) на чей-либо баланс не поставлены. Собственник указанного имущества не определен. В нарушение требований к организации и техническому состоянию скотомогильников, установленных Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, Ветеринарными правилами ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 6. Сибирская язва», утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11 и Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23, а также Санитарными правилами СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56, на скотомогильниках N, расположенных в <…>, имеющееся ограждение находится в состоянии не исключающем случайный доступ людей и животных на территорию скотомогильника. В некоторых случаях ограждение завалилось, в ряде случаев в нем имеются щели и сквозные отверстия. Территория скотомогильников N (<…> и <…>) не обозначена предусмотренной Санитарными правилами 3.1.7.2629-10 табличкой с надписью «Сибирская язва». В нарушение тех же Санитарных правил, в непосредственной близости от очага сибирской язвы — скотомогильников N (<…> и <…>) проведена жилая застройка, а вблизи сибиреязвенного скотомогильника N <…> также ведутся работы, связанные с выемкой и перемещением грунта.

По утверждению прокурора, основной причиной нахождения указанных скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность. Все подлежавшие проверке сибиреязвенные скотомогильники расположены на земельных участках, отнесенных к землям общего пользования, вследствие чего ими беспрепятственно может пользоваться неограниченный круг лиц. Просил обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области принять в государственную собственность Свердловской области биологически опасные объекты (сибиреязвенные скотомогильники), расположенные на территории <…> в <…>, <…>, <…> и <…>. Обязать Департамент ветеринарии Свердловской области организовать проведение работ по приведению указанных биологически опасных объектов (сибиреязвенных скотомогильников), расположенных на территории <…> в <…>, <…>, <…> и <…> в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние в течение 24 месяцев с момента их принятия в государственную собственность Свердловской области.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области просила в иске отказать, указав, что материалами дела не подтверждается факт безвозмездной передачи федерального имущества в собственность Свердловской области ни в административном, ни в гражданско-правовом порядке. Считает требования искового заявления не подлежащими удовлетворению.

Представители Департамента ветеринарии Свердловской области и третьего лица ТУ Росимущества в Свердловской области поддержали доводы и требования, указанные в исковом заявлении.

Суд в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация Сысертского городского округа Свердловской области, Правительства Свердловской области, постановил решение, которым иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департаменту ветеринарии Свердловской области о возложении обязанности в отношении сибиреязвенных скотомогильников удовлетворил.

Обязал Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области принять в государственную собственность Свердловской области биологически опасные объекты сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории <…> в <…>, <…>, <…> и <…>.

Обязал Департамент ветеринарии Свердловской области организовать проведение работ по приведению биологически опасных объектов сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Сысертского района Свердловской области в <…>, <…>, <…> и <…> в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние в течение 24 месяцев с момента их принятия в государственную собственность <…>.

Представитель ответчика МУГИСО с принятым решением не согласился. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, указывая, что при постановлении решения, суд неправильно истолковал положения действующего законодательства и без правовых оснований обязал МУГИСО принять в собственность субъекта Российской Федерации скотомогильники, поскольку в соответствии с п. 2.1.16 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» скотомогильники находятся в федеральной собственности и приватизации не подлежат. Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией скотомогильников, а также финансирование указанных мероприятий является обязанностью Российской Федерации. Перехода полномочий Российской Федерации к субъекту с их финансированием не имеется и до настоящего времени право собственности на земельные участки, на которых расположены скотомогильники, не зарегистрировано. В связи с тем, что скотомогильники могут находиться исключительно в федеральной собственности, надлежащим ответчиком по делу является ТАУФИ по Свердловской области.

Представители Департамента ветеринарии Свердловской области и третьего лица ТУ Росимущества в Свердловской области в суде апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрации Сысертского городского округа Свердловской области, Правительства Свердловской области не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представителя ответчика назначено на <…>, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом <…>. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, стороны не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в их отсутствие, для проверки доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признал обязательной явку сторон в судебное заседание и их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в их пределах обжалуемого решения, судебная коллегия находит его правильным, а доводы жалобы подлежащие отклонению.

Как усматривается из материалов дела, на территории Сысертского района Свердловской области шесть сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) 1979 года захоронения, расположенных в <…>, <…>, и <…> находятся в ненадлежащем ветеринарно-санитарном состоянии: имеющееся ограждения скотомогильников находятся в состоянии, не исключающем случайный доступ людей и животных на их территорию, которая в некоторых случаях не обозначена предусмотренной Санитарными правилами 3.1.7.2629-10 табличкой с надписью «Сибирская язва», а в непосредственной близости от скотомогильников N (<…> и <…>) проведена жилая застройка, а вблизи сибиреязвенного скотомогильника N <…> ведутся работы, связанные с выемкой и перемещением грунта.

При этом в судебном заседании стороны не отрицали того обстоятельства, что территория скотомогильников не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие окружающей территории и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на уровне Свердловской области органом, который разрабатывает и осуществляет меры государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории Свердловской области, является Правительство Свердловской области.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вместе с тем Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

На уровне Свердловской области Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Свердловской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, а также культуры, физической культуры и спорта.

В силу положений ст. 1 Областного закона «О Правительстве Свердловской области» Правительство Свердловской области является коллегиальным органом и обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 15 названного закона в сфере охраны окружающей среды и природопользования Правительство Свердловской области организует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории Свердловской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. В сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности населения Правительство Свердловской области организует решение вопросов по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, вводит в порядке, предусмотренном федеральным законом, ограничительные мероприятия (карантин) в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных, налагает и снимает карантин растений; принимает решения об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Свердловской области с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (ст. 16 Областного закона «О Правительстве Свердловской области»).

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2004 N 312-ПП «О передаче Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области части полномочий по приобретению и отчуждению имущества» Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области переданы полномочия по принятию решений о приобретении в государственную казну Свердловской области имущества.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.02.2011 N 156-РП «О мероприятиях по обеспечению безопасности биологически опасных объектов на территории Свердловской области» обязанность провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Свердловской области биологически опасных объектов возложена на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно положил в основу своих выводов Распоряжение Правительства Свердловской области от 07.02.2011 N 156-РП «О мероприятиях по обеспечению безопасности биологически опасных объектов на территории Свердловской области», поскольку данное распоряжение является локальным ненормативным (индивидуальным) правовым актом и издано в целях исполнения решения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от <…> по гражданскому делу N, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда <…> по делу N, поэтому ссылка на него в отношении иных объектов недвижимости, не поименованных в тексте распоряжения, как на основание по принятию в собственность Свердловской области является необоснованной, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку вывод суда о наличии правовых оснований у МУГИСО принять в собственность субъекта Российской Федерации скотомогильники, сделан исходя из системного толкования Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, Областного закона «О Правительстве Свердловской области», Постановления Правительства Свердловской области от 27.04.2004 N 312-ПП «О передаче Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области части полномочий по приобретению и отчуждению имущества».

При таких обстоятельствах, суд правомерно отнесся критически к доводам представителя ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области об отсутствии обязанности принятия в собственность субъекта Российской Федерации указанных объектов, поскольку они противоречат действующему законодательству и противоречат установленным обстоятельствам по делу. На момент вынесения решения суда ответчиком Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области не приняты в собственность 6 сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Сысертского района Свердловской области, что является нарушением действующего законодательства РФ. Указанные ранее сибиреязвенные скотомогильники на протяжении длительного периода времени, продолжают оставаться бесхозяйными, биологически опасным; объектами, находящимися в ненадлежащем ветеринарно-санитарном состоянии, способными привести к возникновению эпидемий и эпизоотии.

Возлагая обязанность на Департамент ветеринарии Свердловской области по организации проведения работ по приведению биологически опасных объектов сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории <…> в <…>, <…>, <…> и <…> в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние в течение 24 месяцев с момента их принятия в государственную собственность Свердловской области, суд первой инстанции с учетом признания ответчиком исковых требований в порядке ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно руководствовался положениями п. 1 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», Положением о Департаменте ветеринарии Свердловской области, которыми предусмотрено, что указанный Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере ветеринарии, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере ветеринарии в рамках своих полномочий, а также осуществление полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым согласно пункту 12 Положения о Департаменте ветеринарии, относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В целях обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области, Правительством Свердловской области утверждена Государственная программа Свердловской области «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2020 года». Ответственным исполнителем указанной Программы является Департамент ветеринарии Свердловской области. Одной из задач программы является защита населения от болезней, общих для человека и животного. Во исполнение указанной задачи Департаментом ветеринарии Свердловской области планируется в 2014 — 2016 годах осуществление мероприятий по приведению в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние <…> сибиреязвенных скотомогильников. Скотомогильники не могут быть включены в указанную программу до момента зачисления их в государственную собственность Свердловской области.

В этой связи не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку доводы жалобы, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, фактически дублируют доводы возражений на иск, представленные в суде первой инстанции, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от <…> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области — без удовлетворения.

Председательствующий
В.П.ИГНАТЬЕВ

Судьи
Г.Н.ЧУМАК
С.Б.МОРОЗОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *