Исковые требования о признании права несовершеннолетнего на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца удовлетворены, поскольку истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-2948

Судья: Амельчева И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего: Кочергиной Н.А.

Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.

С участием прокурора Кочетыговой И.С.

При секретаре: К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2014 года гражданское дело по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах несовершеннолетнего Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании права несовершеннолетнего Г. на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца,

по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2014 года.

Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,

установила:

Прокурор Тамбовского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и просил признать право несовершеннолетнего Г. ***.рождения, на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, а также обязать ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить несовершеннолетнему Г. социальную пенсию по случаю потери кормильца, как ребенку, потерявшему обоих родителей, со дня обращения за ее назначением.

В заявлении указано, что Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Он был выявлен в *** *** и с ***. воспитывается и находится на полном государственном обеспечении в ТОГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «***». Администрация данного воспитательного учреждения в интересах Г. обращалась к ответчику с заявлением о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца, однако в назначении такой пенсии было отказано, поскольку в свидетельстве о рождении ребенка отсутствуют сведения о родителях. Однако данные сведения представить невозможно, поскольку при поступлении в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних он назвал себя Г.Д.Б.. Сведения об отце и матери отсутствуют. Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от ***. признан факт рождения несовершеннолетнего в *** ***. По решению суда отделом ЗАГС администрации *** ***. произведена запись *** в акте гражданского состояния о рождении ребенка, где в графах «отец» и «мать» имеется прочерк. До настоящего времени ребенком никто не интересовался, сведения об отце и матери отсутствуют. Несовершеннолетний не получает ни алиментов, ни пенсии, вследствие чего нарушается его конституционное право на социальное обеспечение.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 29 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. Признано право несовершеннолетнего Г. *** года рождения, уроженца ***, на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. Также суд постановил обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить Г. социальную пенсию по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему обоих родителей, с ***.

В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в *** и *** данное решение суда отменить. Указывает, что согласно п. 4 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27 февраля 2002 г. N 16/19па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, должны быть приложены документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о смерти кормильца, о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, о среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности, документы подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем (а именно свидетельство о рождении). Однако в свидетельстве о рождении Г. сведения о родителях отсутствуют. Таким образом, полагает автор жалобы, факт родственных отношений с умершими кормильцами не установлен, право на пенсию по случаю потери кормильца Г.не имеет.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор *** просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого — предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются Законом.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, право на социальную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Согласно п. 1 ст. 121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Понятие «ребенок», оставшийся без попечения родителей» приведено в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и является оценочным. Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения, — это следствие невозможности защищать своего ребенка либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации, превращает данное положение закона в способ помочь детям, попавшим в бедственное положение.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК РФ, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

Согласно ст. 2 данного закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам предусмотрены ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно указанной статье право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, назначается в размере «данные изъяты» в месяц (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Судом установлено, что несовершеннолетний Г.,*** года рождения был выявлен в ***.

Решением Октябрьского районного суда *** от *** установлен факт рождения Г. *** года рождения в ***, сведения о родителях в запись акта о его рождении не вносить.

На основании указанного решения отделом ЗАГС администрации *** *** произведена запись *** в акте гражданского состояния о рождении ребенка, где в графах «отец» и «мать» имеется прочерк.

С *** Г. находится на полном государственном обеспечении в ТОГБУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «***

Возражая против удовлетворения исковых требований, а также выражая свое несогласие с принятым решением по аналогичным основаниям, УПФР *** *** *** *** исходит из того, что статья 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», применяется в случае смерти или безвестного отсутствия родителей, что, в свою очередь, может быть подтверждено соответственно свидетельством о смерти или решением суда о признании родителей безвестно отсутствующим или объявлении их умершими (п. 35 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. N 16/19па).

В данном случае в свидетельстве о рождении ФИО14 сведения о родителях отсутствуют, факт родственных отношений с умершими кормильцами не установлен, следовательно, право на пенсию по случаю потери кормильца несовершеннолетний не имеет.

Судебная коллегия, отвергая приводимые доводы жалобы, принимая во внимание обстоятельства дела, изложенные нормы права и соглашаясь с решением суда первой инстанции исходит из того, что из прямого толкования закона следует, что право на получение пенсии по потере кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, и при этом, не имеет значения, каким образом ребенок потерял родителей, оставшись без их попечения.

Признание иного противоречило бы Конституции Российской Федерации, поскольку провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция Российской Федерации связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2). Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С учетом изложенного, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *