В удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в совершении регистрационных действий в связи с заменой кузова автомобиля, об устранении допущенных нарушений отказано правомерно, поскольку в конструкцию транспортного средства в связи с заменой кузова фактически были внесены изменения, однако не было представлено свидетельство о соответствии транспортного средства с такими изменениями требованиям безопасности.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 22.07.2014 по делу N 33-2350/2014

Судья Романова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Бабойдо И.А. и Костенко А.П.

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам А. А*** Н***, открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 апреля 2014 года, по которому постановлено:

В удовлетворении заявления А. о признании решения Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области от 18.03.2014 г. об отказе в совершении регистрационных действий незаконным, возложении обязанности произвести регистрационные действия в связи с заменой кузова автомобиля ВАЗ 21093, 2004 года выпуска, отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения А., представителя ОАО «АВТОВАЗ» — М., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, представителя Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области — С., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УГИБДД УМВД РФ по Ульяновской области от 18 марта 2014 года об отказе в совершении регистрационных действий в связи с заменой кузова автомобиля ВАЗ 21093.

Требования мотивировал тем, что он является собственником автомобиля ВАЗ 21093, 2004 года выпуска. В связи с износом кузова автомобиля он приобрел новый кузов автомобиля ВАЗ-21093, стоимостью 107 000 рублей, и установил его на свой автомобиль.

Для регистрации действий по замене кузова он обратился в УГИБДД УМВД РФ по Ульяновской области, но получил отказ по причине изменения идентификационной маркировки.

Данный отказ считает незаконным, поскольку отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Указал, что надлежащий осмотр автомобиля не производился, претензий к техническому состоянию автомобиля или замечания о криминальной природе уничтожения номера кузова ему не высказывались.

Считает, что оспариваемое постановление нарушает его права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему на праве собственности автомобилем.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Считает неправильным вывод суда о том, что в результате замены кузова было создано новое, неидентифицированное транспортное средство. Новый кузов имеет идентификационный номер, действия по изменению или уничтожению номера им не предпринимались. В остальном доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в заявлении.

В апелляционной жалобе ОАО «АВТОВАЗ» также просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, дана неправильная оценка обстоятельствам дела. Суд не учел, что в силу действующего законодательства, основанием для отказа органами ГИБДД в регистрации транспортного средства являются действия, носящие криминальный характер. Совершение таких действий в отношении автомобиля А. не установлено. Вывод о наличии признаков уничтожения идентификационной марки, нанесенной заводом-изготовителем, документально не подтвержден.

Суд необоснованно указал в решении, что для совершения регистрационных действий в отношении автомобиля А. необходимо предоставление свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. Замена кузова автомобиля не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и изменение его технических характеристик не влечет.

Судом не применен пункт 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, который предусматривает порядок изменения регистрационных данных в связи с заменой номерных агрегатов транспортных средств. Суд также не принял во внимание, что действия А. имеют своей целью законное распоряжение его имуществом, носят разумный и добросовестный характер.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, предусмотрены основания, по которым в регистрации транспортного средства может быть отказано.

В соответствии с абз. 5 п. 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В соответствии с абзацем пятым пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Как следует из материалов дела, А. является собственником автомобиля ВАЗ-21093, 2004 г.в., идентификационный номер (VIN) ***, государственный регистрационный знак ***.

13 марта 2014 года А. обратился в МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области с заявлением о предоставлении государственной услуги — внесении изменений в регистрационные данные в связи с заменой кузова на новый кузов с идентификационным номером (VIN) ***.

Уведомлением от 18.03.2014 Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения в совершении регистрационных действий А. было отказано со ссылкой на п. 24 утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд верно установил значимые для дела обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку и пришел к правильному выводу о том, что отказ А. в предоставлении государственной услуги является законным и обоснованным.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы А. о том, что оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Пунктом 13 Технического регламента предусмотрено, что каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер (VIN). На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение 30 лет.

Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.

При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию.

Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел РФ по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством РФ. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел РФ оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.

Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения является выдаваемое подразделением МВД РФ свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

А. в конструкцию транспортного средства в связи с заменой кузова фактически были внесены изменения, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности не представлено, в связи с чем, в регистрации вновь созданного движимого объекта ему отказано было правомерно.

Доводы жалобы ОАО «АВТОВАЗ» о том, что замена кузова автомобиля на стандартный кузов того же типа, произведенный заводом-изготовителем автомобиля, не является внесением изменений в конструкцию, не основаны на приведенных выше требованиях законодательства.

При осмотре транспортного средства на соответствие требованиям безопасности должны проверяться не только сам кузов, но и результаты работ по его установке, их безопасность.

Замененный А. кузов автомобиля ВАЗ-21093 является не просто номерным агрегатом, он определяет идентификацию транспортного средства в целом.

Доводы апелляционных жалоб о том, что отказ в совершении регистрационного действия нарушает права пользования заявителя принадлежащим на праве собственности имуществом, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

Как указывалось выше, согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы А., открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *