Исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством обеспечение истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки в очередь.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-2629/2014г.

Судья: Елистратов А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2014 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в необеспечении Л. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Л. в городе Ульяновске жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Л. к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Л., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Заволжского района Ульяновской области, действуя в интересах Л., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Л., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Ее мать — Л.В. умерла в 2007 году, отец — Л.А. — в 1998 году. С 01.03.2007 истица находилась под опекой бабушки Н.Г., зарегистрирована по месту жительства Н.Г. по адресу <…>

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 24.05.2013 истица включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако жилье в установленном законом порядке Л., не представлено, в связи с чем просил признать незаконным бездействие ответчиков по обеспечению истицы жилым помещением и обязать ответчиков предоставить Л. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Л. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск», не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновске. В 2013 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего торги признаны несостоявшимися. В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области о повышении стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения при приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 10.04.2014 объявлены торги на приобретение 82-х однокомнатных квартир. Л. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено 791 человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным.

Дело рассмотрено в отсутствие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Л. просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Л., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Ее мать — Л.В. умерла в 2007 году, отец — Л.А. — в 1998 году.

С 01.03.2007 истица находилась под опекой бабушки Н.Г., зарегистрирована по месту жительства Н.Г. по адресу <…>

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 24.05.2013 истица включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку жилое помещение Л. не предоставлено, прокурор, действующий в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора, обязав уполномоченный государственный орган на территории Ульяновской области по обеспечению специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Л. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *