Исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством обеспечение истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки в очередь.
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-2627/2014
Судья: Елистратов А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в интересах Е. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в непредоставлении Е. жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Е. в Кузоватовском районе Ульяновской области жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в интересах Е. к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решения суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, действуя в интересах Е., 1994 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что Е., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Е. — Т. решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16.10.2003 г. лишена родительских прав. Отец Т.А. умер ***.2002 г.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 18.04.2013 г. Е. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Е. с 01.09.2008 г. воспитывалась в приемной семье Н. жилья в собственности, на условиях социального найма не имеет.
Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Е. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Е. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений, расположенных в городе Ульяновске.
Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что истица 1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Е. ***.2008 г. воспитывалась в приемной семье. По достижении 18 лет вступила в брак с ***. Фактически проживает в доме по ул. Ц. в с. К. Кузоватовского района Ульяновской области. Указанный дом Е.В. приобретен до брака с истицей.
Согласно справке, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Е. жилья в собственности не имеет.
Истица 18.04.2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. До дня рассмотрения дела жилое помещение истице не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Е. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее — Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области — без удовлетворения.