В удовлетворении иска о признании незаконным бездействия ответчиков по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением, предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения отказано, так как истец не воспользовался до 23 лет своим правом на постановку на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, в связи с чем утратил статус лица из числа детей-сирот и

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-2692/2014

Судья Родионова В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 мая 2014 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах С.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению С.А. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить С.А. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске Ульяновской области.

В удовлетворении иска прокурора Засвияжского района города Ульяновска к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что С.А., <…> г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет.

Мать истца С.Е. решением Ленинского районного суда от 26.12.1997 г. лишена родительских прав. Отец С.Ю. решением Алексинского городского суда Тульской области от 04.04.2002 также лишен родительских прав. 02.04.2013 С.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывают, что в настоящее время в список детей-сирот включено 791 человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, ввиду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что С.А., <…> года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца С.Е. лишена родительских прав решением Ленинского районного суда от 26.12.1997, отец С.Ю. лишен родительских прав решением Алексинского городского суда Тульской области от 04.04.2002.

В период с 01.10.1992 по 31.08.2001 С.А. находился на полном государственном обеспечении в Чердаклинском детском доме Ульяновской области, в период с 01.09.2011 по 03.03.2003 обучался в *** г. Ульяновска.

Жилое помещение за С.А. не закреплялось. Жилья в собственности и по социальному найму истец не имеет.

02.04.2013 С.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Согласно ч. 1 ст. 52 и ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из содержания ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, граждане, имеющие право на льготное (внеочередное) предоставление жилья согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для реализации этого права до достижения ими 23 лет должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном действующим жилищным законодательством порядке соответствующим органом местного самоуправления, и приняты на учет в таком качестве.

Достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Судом установлено, что С.А. в установленный законом срок с заявлением о признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в администрацию Чердаклинского района и администрацию г. Ульяновска не обращался. Данных о постановке его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, в том числе на основании заявления органа опеки, в материалах дела не имеется.

02.04.2013 С.А. впервые включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, к этому моменту истец достиг 28-летнего возраста.

В суде первой инстанции истец пояснял, что с заявлением о предоставлении жилья он не обращался, случайно узнал об изменении законодательства и в 2013 году обратился в органы опеки и попечительства, после чего был включен в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта включения истца в 2013 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для изменения решения.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

При этом, судебная коллегия учитывает характер спорных правоотношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, наличием списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в который включены кроме истца 790 человек, обладающих правом на предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.

Проанализировав нормы федерального законодательства, судебная коллегия считает, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет и впоследствии не исключается возможность лиц из числа детей-сирот в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления.

Таким образом, законодатель ограничил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жильем пресекательным сроком — необходимость обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, постановки на такой учет до достижения 23 лет лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

С.А. на воспользовался до 23 лет своим правом на постановку на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать, поскольку истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на предоставление жилья согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.

Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах С.А., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения отказать.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 330, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 мая 2014 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах С.А., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *