Заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя удовлетворено правомерно, так как в нарушение ст. 31 ФЗ N 229-ФЗ пристав направил в адрес взыскателя постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства с нарушением установленного срока, в связи с чем имеется бездействие пристава, выразившееся в несвоевременном направлении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.05.2014 по делу N 33-893/2014г.

Судья: Блиева Р.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Макоева А.А.

судей Жернового Е.И., Пазовой Н.М.

при секретаре Г.

с участием У.А., представителя У.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. гражданское дело по заявлению У.В. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР

по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Ж.А.М. на решение Нальчикского городского суда от 27 марта 2014 года.

Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав объяснения У.А., представляющего У.В. по доверенности от 7 мая 2013 года, удостоверенной Т., нотариусом Терского нотариального округа КБР (реестр N 1-403), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, в отсутствие представителя УФССП России по КБР, судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела УФССП России по КБР Ж.А.М., извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия

установила:

У.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела УФССП России по КБР о восстановлении сроков для обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя Ж.А.М. и постановления судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М. от 29.01.2014 г.; признании бездействие судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М., выразившееся в несвоевременном направлении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 г. в адрес взыскателя, незаконным; признании Постановления судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 г. незаконным и необоснованным.

В обоснование требований У.В. указал следующее. Определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.09.2013 г. по делу N 2-4210/2013 с Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в пользу У.В. взысканы понесенные последним расходы на оплату услуг представителя по указанному делу в размере 16000 рублей.

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 г. было направлено судебным приставом-исполнителем 28.02.2014 г., получено адресатом У.В. 04.03.2014 г. О бездействии пристава-исполнителя, а также о факте вынесения им незаконного постановления У.В. узнал лишь 04.03.2014 г.

У.В. в порядке, предусмотренном ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратился в Нальчикский ГОСП УФССП России по КБР с заявлением о принятии исполнительного листа серии ВС N 018036670 от 17.01.2014 г. к своему производству для его исполнения.

Постановлением от 29.01.2014 г. судебный пристав-исполнитель Нальчикского ГОСП УФССМ России по КБР Ж.А.М. отказал в возбуждении исполнительного производства.

У.В. в судебном заседании не участвовал, предоставив письменное заявление о рассмотрении его жалобы без его участия, с участием его представителя.

Представитель У.В., У.А. просил удовлетворить требования заявителя.

Судебный пристав-исполнитель Ж.А.М. и представители УФССП России по КБР М. и В. просили отказать в удовлетворении заявления за необоснованностью.

Решением Нальчикского городского суда от 27 марта 2014 года постановлено:

Восстановить У.В. срок для обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя Ж.А.М., а также срок для обжалования Постановления судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М. от 29.01.2014 г.

Признать бездействие судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М., выразившееся в несвоевременном направлении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 г. в адрес взыскателя, незаконным.

Признать Постановление судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Ж.А.М. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 г. незаконным и необоснованным.

В апелляционной жалобе Ж.А.М. просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от 27 марта 2014 года и отказать в удовлетворении заявления.

В жалобе указано следующее.

В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входит в состав бюджетов, в состав других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно п. 15 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации — он является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

В соответствии с п. 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, его средства формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению, гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской «катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом.

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства» от 29.01.2014 г. вынесено в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с тем, что исполнительный лист, выданный Нальчикским городским судом по делу N 2-4209/2013 о взыскании с Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике расходов на оплату услуг представителя в сумме 16000 руб. не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь участником бюджетного процесса, входящим в бюджетную систему Российской Федерации (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации), финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета, в связи с чем на правоотношения, связанные с получением бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства.

В связи с изложенным, нельзя согласиться с решением суда первой инстанции о признании постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным и необоснованным, так как судебный пристав-исполнитель вынося оспариваемое постановление обосновал свое решение со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующие сферу исполнительного производства и бюджетных правоотношений.

В силу ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Таким образом, несвоевременное направление постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не нарушило право заявителя на обжалование указанного постановления.

В силу ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также имеет право применять меры принудительного исполнения.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Из разъяснений, данных в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» обстоятельствами, следует, что имеющим значение для правильного разрешения жалоб на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, то есть юридически значимыми обстоятельствами, являются: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия.

В соответствии с п. 8 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Часть вторая статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установила, что копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Нальчикского городского суда от 24.09.2013 года с ГУ — Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР в пользу У.В. взысканы 16000 рублей — расходы на оплату услуг представителя.

У.В. в порядке, предусмотренном ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обратился в Нальчикский ГОСП УФССП России по КБР с заявлением о принятии исполнительного листа серии ВС N 018036671 от 17.01.2014 г. к своему производству для его исполнения.

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, вынесенное судебным приставом-исполнителем Ж.А.М. 29.01.2014 г., он должен был направить его взыскателю не позднее 30.01.2014 г.

Поскольку в нарушение статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель Ж.А.М. направил в адрес взыскателя постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства 28.02.2014 г., то есть с нарушением установленного срока, суд правильно признал незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ж.А.М., выразившееся в несвоевременном направлении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации, и не входит в состав бюджетов, в состав других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно пункту 15 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

В соответствии с п. 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, его средства формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

В силу ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ).

На основании пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Согласно письма Казначейства России от 30.12.2013 г. N 42-7.4-05/9.3-895 «О переводе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства», до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть у судебного пристава-исполнителя не имелись основания для принятия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 29.01.2014 года.

Судебная коллегия полагает, что суд правильно применил нормы материального права, сделал выводы, соответствующие установленным обстоятельствам и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

При таких обстоятельствах доводы жалобы, основанные на неправильном толковании норм материального права, не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР

определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 27 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР Ж.А.М. — без удовлетворения.

Судья
Верховного суда КБР
Н.М.ПАЗОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *