Иск о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение правомерно удовлетворен в отношении одного ответчика, поскольку истцом приложены медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, право на получение путевки у него возникло, недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета не может явиться основанием для отказе в иске.

Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.05.2014 по делу N 33-892/2014г.

Судья: Неделина Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Макоева А.А.

судей Жернового Е.И., Пазовой Н.М.

при секретаре Г.

с участием прокурора Башиева Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района КБР в интересах Б. к Государственному учреждению — региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности обеспечить Б. путевкой на санаторно-курортное лечение

по апелляционной жалобе Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда от 01 апреля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., прокурора Башиева Р.А., представителя прокуратуры Прохладненского района КБР по доверенности от 28.04.2014 года N 8-Р, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным, в отсутствие Б., представителя ГУ — регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Прохладненского района КБР обратился в суд в интересах Б. с иском к Государственному учреждению — региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту региональное отделение Фонда) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, указав в обоснование заявленных требований, что Б. является инвалидом 2 группы (бессрочно) и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении по профилю заболевания.

29.03.2013 года Б. обратился в региональное отделение Фонда с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении.

Однако до настоящего времени Б. санаторно-курортной путевкой не обеспечен. В связи с изложенным прокурор Прохладненского района КБР просил суд обязать ГУ — РОФСС РФ по КБР предоставить Б. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.

Определением Нальчикского городского суда от 24 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Прохладненского района КБР Броев М.М. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика С. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении за необоснованностью.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебном заседании не участвовал. Представив возражение на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Истец Б. в судебном заседании не участвовал. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Нальчикского городского суда от 01 апреля 2014 года исковые требования прокурора Прохладненского района КБР удовлетворены частично.

На ГУ — РОФСС РФ по КБР возложена обязанность обеспечить Б. санаторно-курортной путевкой за 2013 год.

В иске к Министерству финансов РФ отказано за необоснованностью.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее ГУ — РОФСС РФ по КБР) просит отменить решение Нальчикского городского суда от 01 апреля 2014 года и отказать прокурору Прохладненского района КБР в удовлетворении его исковых требований.

Полагая постановленное по делу решение подлежащим отмене, а исковые требования прокурора Прохладненского района КБР не подлежащими удовлетворению, ответчик ссылается на неверное применение судом норм действующего законодательства, а также на то, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не принял во внимание, указывается в жалобе, что обязательства Фонда социального страхования ограничиваются средствами, выделяемыми Фонду из федерального бюджета. Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах средств, выделенных на эти цели. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются льготным категориям граждан в порядке очередности подачи заявлений, в связи с чем обжалуемым решением суд фактически обязал Фонд обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение вне очереди, хотя такого приоритета нет даже у ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, детей-инвалидов.

В силу ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72).

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4, 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и инвалиды.

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, регулируется главой второй Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний.

Согласно ч. 2 статьи 6.3 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12,2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам, при наличии медицинских показаний, санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Согласно п. 3.3 указанного Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В силу п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Как видно из приведенных федеральных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

Судом установлено, что Б. признан инвалидом 2 группы бессрочно.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что Б. обратился к ответчику с соответствующим заявлением 29.03.2013 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, право на получение санаторно-курортной путевки у него возникло в 2013 году, суд обоснованно пришел к правильному выводу о том, что Б. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что предоставление субъектом Российской Федерации указанной услуги в соответствии с очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения обусловлено недостатком бюджетных средств, не может являться основанием для отмены решения.

Размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно рассчитывается и распределяется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», а также исходя из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.

Размер субвенции может быть пересмотрен и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в течение финансового года с учетом изменений, вносимых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период при соответствующем изменении общего объема субвенций, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что требование прокурора, действующего в защиту интересов Б., о предоставлении последнему путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, подлежат удовлетворению.

Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками по удовлетворенным искам прокурора приведет к нарушению очередности, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, а сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики

определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 1 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КБР — без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.МАКОЕВ

Судьи
Е.И.ЖЕРНОВОЙ
Н.М.ПАЗОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *