Иск об обязании установить информационную надпись правомерно частично удовлетворен, поскольку ответчик как владелец объекта культурного наследия республиканского значения на праве оперативного управления обязанность по установке на нем информационных надписей и обозначений не исполнил.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 33-7219/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Зайнуллиной Г.К.

судей Куловой Г.Р.

Фархутдиновой Г.Р.

с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.

при секретаре В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по адрес С. на решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

Иск Бирского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично:

Обязать Управление Федерального казначейства по адрес установить информационную надпись и обозначения на здание объекта культурного наследия Республики Башкортостан, расположенного по адресу адрес, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия


установила:

Бирский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по адрес о возложении обязанности установить информационную надпись. В обоснование иска указано, что Бирской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки дата соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ установлено, что в оперативном управлении ответчика находится объект культурного наследия Каменный особняк конца XIX века, расположенный по адресу: адрес, общей площадью 1220,4 кв. м, (основание распоряжение N... от дата Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ). На основании Распоряжения СМ БАССР N 305-р от дата, Указа ПВС РБ N 6-2-2512-Р от дата указанное здание признано памятником истории и архитектуры и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РБ. В нарушение соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ Управление Федерального казначейства по адрес надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия на нежилое здание по адресу: адрес, не установило, что является не законным, так как не способствует сохранению и популяризации объекта культурного наследия Республики Башкортостан, чем существенного нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории адрес РБ. Бирский межрайонный прокурор просил суд обязать Управление Федерального казначейства по адрес установить информационную надпись и обозначение на здание - объект культурного наследия Республики Башкортостан, расположенное по адресу: адрес, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Федерального казначейства по адрес С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. С. указал, что полномочие по согласованию установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия осуществляет Министерство культуры Республики Башкортостан в соответствии с Порядком N 527. В нарушение требований Порядка N... Министерство культуры Республики Башкортостан не направило Управлению Федерального казначейства по адрес уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений. дата Министерством культуры Республики Башкортостан выдано задание N... на установку информационных надписей и обозначений. Однако судом первой инстанции указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не исследованы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по РБ З. (доверенность от дата), поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Замалетдинову Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от дата.

Как следует из ст. 7 указанного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. ст. 27, 33 вышеуказанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. ч. 1, 2, 4 ст. 17 Закона Республики Башкортостан "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан" на объектах культурного наследия республиканского значения и объектах культурного наследия местного значения, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на государственных языках Республики Башкортостан.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на сособственников указанных объектов.

В случае, если объект культурного наследия республиканского значения находится в государственной или муниципальной собственности, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование.

Полномочие по согласованию установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия республиканского значения осуществляет республиканский орган исполнительной власти в области культуры в соответствии с утверждаемым им порядком.

Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия республиканского значения должны быть установлены в течение календарного года со дня вступления в силу решения о включении соответствующих объектов в реестр. До установки информационных надписей и обозначений, предусмотренных настоящей статьей, собственником на объекте культурного наследия должна быть размещена информация об охране объекта культурного наследия государством.

Согласно ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.

Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Бирского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, обязав Управление Федерального казначейства по адрес установить информационную надпись и обозначения на здание объекта культурного наследия Республики Башкортостан, расположенного по адресу: адрес, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

В суд апелляционной инстанции представлен Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от дата, согласно которому здание, расположенное по адресу: адрес, признано памятником истории и архитектуры и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РБ.

Данный объект культурного наследия - Каменный особняк конца XIX века, расположенный по адресу: адрес, общей площадью... кв. м, находится в оперативном управлении ответчика - Управления Федерального казначейства по адрес на основании распоряжения N... от дата г., выданного Территориальным Управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ.

Согласно акту проверки Бирской межрайонной прокуратуры от дата Управлением Федерального казначейства по адрес надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия на нежилое здание по адресу: адрес, не установлены, что является не законным, так как не способствует сохранению и популяризации объекта культурного наследия Республики Башкортостан, чем существенного нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора об обязании ответчика установить информационную надпись и обозначения на здание объекта культурного наследия Республики Башкортостан, расположенного по адресу: РБ, адрес. Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку процедура установления надписей кропотливая и требует больших временных затрат и согласований, следует обязать ответчика установить указанные информационную надпись и обозначения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод апелляционной жалобы о не направлении Министерством культуры Республики Башкортостан в адрес Управления Федерального казначейства по адрес уведомления о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений судебная коллегия признает не состоятельным.

Действительно, согласно п. 8 Порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия республиканского значения, утвержденного Приказом Минкультуры РБ от 27 декабря 2011 года N 527, Министерство культуры Республики Башкортостан направляет (вручает) уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений собственнику (пользователю) указанного объекта или лицу, уполномоченному представлять его по доверенности либо осуществляющему доверительное управление или пользование объектом культурного наследия по договору с его собственником (пользователем) (далее - доверенное лицо).

Вместе с тем, пунктом 10 указанного Порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия республиканского значения предусмотрено, что собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в Министерство культуры Республики Башкортостан для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

Таким образом, Управление Федерального казначейства по адрес было вправе по собственной инициативе своевременно обратиться в Министерство культуры Республики Башкортостан для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда и не влекут отмены правильного судебного постановления.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федерального казначейства по адрес С. - без удовлетворения.


Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА