Строительные нормы и правила, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в части, ему не

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 22.07.2014 по делу N 33-492/2014

Судья Оляхинова Г.З.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего Басангова И.В.

судей Дорджиева Б.Д.

Шихановой О.Г.

при секретаре У.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Открытому акционерному обществу «КалмЭнергоКом» об устранении препятствий в пользовании собственностью по апелляционной жалобе истца Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 мая 2014 года.

Заслушав доклад председательствующего — судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В., объяснения представителя истца Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ОАО «КалмЭнергоКом» Ч., К., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «КалмЭнергоКом» (далее — ОАО «КЭК») об устранении препятствий в пользовании собственностью, сославшись на то, что он является собственником жилого дома <…> по ул. <…> г. Элисты Республики Калмыкия и проживает в указанном домовладении. Приблизительно в двух метрах от его дома расположена трансформаторная подстанция N 164 (далее — ТП N 164) мощностью 10 кВ, принадлежащая на праве собственности ОАО «КЭК».

Трансформаторная подстанция установлена в нарушение требований п. 11 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также положений СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 20 июня 2003 года N 242 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок», СНиП 11-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и других нормативных правовых актов.

Согласно приведенным нормам при размещении отдельно стоящих трансформаторов подстанций напряжением 6 — 20 кВ при числе трансформаторов не более двух расстояние от них до окон жилых и общественных зданий следует принимать не менее 12 метров.

Он является инвалидом второй группы в связи с сердечным заболеванием, постоянно использует электрокардиостимулятор. Нахождение трансформаторной подстанции в непосредственной близости от его дома создает угрозу возникновения пожара, угрозу жизни и здоровью проживающих в доме людей, а также может отрицательно повлиять на работу электрокардиостимулятора.

Просил обязать ответчика перенести указанную ТП N 164 от его жилого дома на расстояние не менее 12 метров.

Истец Б., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Ш., действующий по доверенности, исковые требования Б. поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ОАО «КЭК» П. иск не признала. В обоснование своих возражений пояснила, что перенести ТП N 164 нельзя, так как исключить подстанцию из единой системы электроснабжения г. Элисты невозможно без предварительного согласования и строительства новых кабельных линий и подстанций, а также подключения новой линии к сетям общего пользования. Реконструкция и модернизация электрических сетей по ул. <…> г. Элисты в рамках долгосрочной инвестиционной программы на 2012 — 2016 гг., утвержденной Министерством ЖКХ и энергетики РК, не предусмотрена. В настоящее время в отношении общества ведется процедура банкротства. В связи с чем, установка охранных зон для электросетевого имущества является дорогостоящим мероприятием, на выполнение которого средств у ОАО «КЭК» не имеется.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Б. об устранении препятствий в пользовании собственностью отказано.

В апелляционной жалобе истец Б. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела. Суд не применил законы и иные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, что повлекло вынесение необоснованного и незаконного судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в силу ст. 330 ГПК РФ находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений», разработаны и утверждены после постройки жилого дома N <…> по ул. <…> г. Элисты и возведения ТП N 164 в 1979 году, поэтому Строительные нормы и правила не могут быть применены в данных спорных правоотношениях; истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт наступления неблагоприятных последствий для него в результате расположения трансформаторной подстанции в непосредственной близости от жилого дома, либо угрозы их наступления.

Однако эти выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Пункт 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ устанавливает, что его положения обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Строительные нормы и правила закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты -зданиям, сооружениям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях их жизненного цикла, в том числе эксплуатации.

Таким образом, из приведенных законоположений следует, что строительные нормы и правила, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в части ему не противоречащей.

С учетом этого вывод суда первой инстанции о том, что нормативные документы, содержащие положения технического регулирования в области пожарной безопасности, принятые после введения в эксплуатацию трансформаторной подстанции, не подлежат применению к возникшим отношениях, является ошибочным, основанным на неправильном применении и толковании норм действующего законодательства.

До вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования пожарной безопасности содержались, в частности, в «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78.

Во исполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ Министерство регионального развития РФ Приказом от 28 декабря 2010 года N 820 утвердило Свод правил — СП 42.13300.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», введенные в действие 20 мая 2011 года (далее — Свод правил — СП 42.1330.2011 «СНиП 2.07.01-89*»).

Приказом Министерства энергетики РФ от 20 июня 2003 года N 242 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее — Правила устройства электроустановок) утверждена глава 4.2 «Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ», положения которой распространяются на стационарные распределительные устройства и трансформаторные подстанции переменного тока напряжением выше 1 кВ (п. 4.2.1 Правил устройства электроустановок).

Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключены положения, устанавливающие требования к противопожарным расстояниям между объектами защиты различных классов функциональной пожарной опасности.

Согласно ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Поскольку целью как Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, так и технических регламентов является защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, судебная коллегия приходит к выводу, что Свод правил — СП 42.1330.2011 «СНиП 2.07.01-89*» и Правила устройства электроустановок не противоречат Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.

Таким образом, возникший спор подлежит разрешению на основании вышеприведенных действующих нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 12.26 Свода правил «СП 42.1330.2011» при размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 10 (6) — 20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВА расстояние от них до окон жилых домов и общественных зданий следует принимать с учетом допустимых уровней шума и вибрации, но не менее 10 м.

Согласно п. 4.2.131 Правил устройства электроустановок по условию пожарной безопасности подстанции должны быть расположены на расстоянии не менее 3 м от зданий I, II, III степеней огнестойкости и 5 м от зданий IV и V степеней огнестойкости.

Расстояние от жилых зданий до трансформаторных подстанций следует принимать не менее 10 м при условии обеспечения допустимых нормальных уровней звукового давления (шума).

Как видно из материалов дела и установлено судом, ТП N 164, принадлежащее на праве собственности ответчику, является одно трансформаторной подстанцией, тип: ГКТПН, мощность — 250 кВа, напряжение — 10/0,4 кВ, что подтверждается справкой ОАО «КЭК».

Согласно справке ООО «Технопроект» от 11 июля 2014 года жилой дом истца по адресу <…>, <…> относится к IV степени огнестойкости.

Из составленного истцом комиссионного акта, следует, что расстояние между ТП N 164 и жилым домом Б. составляет 3,02 м.

Документы, подтверждающие эти обстоятельства, представлены сторонами в заседании суда апелляционной инстанции, которые в силу ст. 327.1 ГПК РФ приняты судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств.

Выводы ООО «Технопроект» об отнесении принадлежащего истцу жилого дома к IV степени огнестойкости у судебной коллегии не вызывают сомнений, поскольку они сделаны компетентной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Указанные юридически значимые обстоятельства представителем ответчика фактически не оспариваются.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что трансформаторная подстанция установлена с нарушением п. 12.26 Свода правил — «СП 42.1330.2011 и п. 4.2.131 Правил устройства электроустановок. Дальнейшая эксплуатация трансформаторной подстанции приводит к угрозе жизни или здоровью истца, проживающих с ними людей, угрозе для его имущества вследствие возможного возникновения пожара.

С учетом изложенного в целях обеспечения пожарной безопасности и допустимых нормальных уровней звукового давления (шума) и вибрации судебная коллегия считает, что исковые требования Б. о возложении обязанности на ответчика перенести трансформаторную подстанцию на расстояние, не менее 10 метров от жилого дома, подлежат удовлетворению.

Кроме того, отказывая в иске суд, сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих факт наступления неблагоприятных для истца последствий в результате расположения ТП N 164 на границе с его земельным участком либо угрозы их наступления.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку по смыслу приведенных выше правоположений юридически значимым обстоятельством по названной категории дел является установление факта нарушения норм пожарной и иной безопасности. При этом установление наступления конкретных вредных последствий либо угрозы их наступления вследствие несоблюдения обязательных правил и норм правового значения не имеет.

Довод ответчика о том, что перенос трансформаторной подстанции не возможен без включения объекта в инвестиционную программу и ввиду отсутствия финансирования, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку Строительные нормы и правила, устанавливающие общие требования пожарной защиты помещений, зданий и других сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, являются обязательными.

Не нашел своего подтверждения довод истца о том, что трансформаторная подстанция может повлиять на работу кардиостимулятора и создать угрозу его здоровью. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств об этом истцом не представлено.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истец понес расходы по оплате услуг представителя в размере <…> руб., что подтверждается договором возмездного оказания юридических услуг от 17 марта 2014 года.

Принимая во внимание характер спора, объем оказанных представителем истца услуг, количество и продолжительность судебных заседаний, судебная коллегия полагает, что понесенные расходы по оплате услуг представителя в размере <…> рублей отвечают требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного обжалуемое судебное решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 мая 2014 года отменить.

Исковые требования Б. к Открытому акционерному обществу «КалмЭнергоКом» удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «КалмЭнергоКом» перенести трансформаторную подстанцию N 164 от жилого дома по адресу <…>, ул. <…>, <…> на расстояние не менее 10 метров.

Взыскать с Открытого акционерного общества «КалмЭнергоКом» в пользу Б. расходы по оплате услуг представителя в размере <…> руб.

Апелляционную жалобу Б. — удовлетворить.

Председательствующий
И.В.БАСАНГОВ

Судьи
Б.Д.ДОРДЖИЕВ
О.Г.ШИХАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *