Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за январь 1998 г.

ДЕЛО N 33-18 ВОРКУТИНСКОГО ГОРСУДА

В соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну.

Х. обратился в суд с иском к Управлению лечебно-профилактической помощи администрации г. Воркуты о возмещении морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что ответчик допустил разглашение врачебной тайны, сообщив по месту работы все сведения о его заболеваниях, направив подробную информацию в администрацию города. Указанными действиями, как считает истец, нарушены его конституционные права, причинен существенный моральный вред, так как сведения о его заболеваниях стали достоянием сослуживцев. Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что нарушения прав истца допущено не было, сведения, составляющие врачебную тайну, в отношении истца не распространялись.

Решением суда Х. у отказано в иске.

Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд в решении исходил из того, что при направлении информации в администрацию г. Воркуты неимущественные права истца нарушены не были. Кроме того, суд посчитал данные сведения не представляющими врачебную тайну, так как ответчик дал информацию об общих заболеваниях истца.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан пациент имеет право на сохранение тайны о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении в соответствии со ст. 61 настоящих Основ.

В соответствии со ст. 61 Основ к врачебной тайне относится информация о диагнозе заболевания пациента и другие сведения, полученные при его обследовании и лечении. Никаких ограничений по виду (роду) заболеваний — общие, психические и т.д. — закон не содержит.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что сообщение сведений об общих заболеваниях истца не составляет врачебную тайну, противоречит требованиям закона.

Суд также не выяснил фактические обстоятельства по существу возникшего спора — не установил и не проверил доводы истца о причинении ему морального вреда, не определил степень и характер перенесенных им страданий, степень вины ответчика.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не могла признать решение законным и отменила его, направив дело на новое рассмотрение.

ДЕЛО N 33-65 СЫКТЫВКАРСКОГО ГОРСУДА

В соответствии со ст. 207 ГПК РСФСР суд, постановивший решение по делу, вправе по заявлению лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, изменить способ и порядок его исполнения.

Решением Сыктывкарского горсуда от 03.01.1989 на Коми Республиканское объединение «Росоптпродторг» (ныне АО «Бакалея») возложена обязанность предоставить семье Д. из 5 человек благоустроенное жилое помещение.

Д. обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения, предлагая взыскать с должника стоимость квартиры. Данное требование истца удовлетворено, в пользу его взыскано денежное возмещение в сумме 236.970.000 рублей.

Судебная коллегия определение суда отменила и вынесла новое определение об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 03.01.1989 по следующим основаниям.

Предметом иска, по которому 03.01.1989 постановлено решение, являлось материально-правовое требование Д. к ответчику о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма по правилам жилищного законодательства. Суд, рассмотрев заявление Д. в порядке ст. 207 ГПК РФ и взыскав с должника денежную компенсацию в размере стоимости квартиры, неосновательно изменил не способ и порядок исполнения решения, а сам предмет иска, что является недопустимым.

ДЕЛО N 44Г-6 СЫКТЫВКАРСКОГО ГОРСУДА

В соответствии со ст. 165 ГПК РСФСР до принятия отказа истца от иска суд разъясняет истцу или сторонам последствия соответствующих процессуальных действий.

Л. обратилась в суд с иском к СМУП «Жилкомхоз» о возмещении ущерба, причиненного заливанием квартиры.

12.09.1997 Л. обратилась с заявлением о возврате искового заявления в связи с длительным нерассмотрением судом ее требований.

31.10.1997 судом производство по делу прекращено в связи с принятием отказа от иска.

В нарушение требований ст. 157 ГПК РСФСР суд рассмотрел спор в отсутствие сторон, не извещенных о времени и месте судебного заседания.

Принимая отказ от иска, суд не выяснил у истицы, добровольно ли она совершает это действие, понимает ли его содержание и значение, а также последствия. Суд обязан был разъяснить стороне значение и последствия отказа от иска, сделав об этом отметку в протоколе судебного заседания.

Определение суда о принятии отказа Л. от иска отменено как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права.

ДЕЛО N 44Г-5 УХТИНСКОГО ГОРСУДА

В соответствии со ст. 36 ГПК РСФСР суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дела, допустить замену первоначального ответчика надлежащим ответчиком.

Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика.

Б. работал до 19.01.1993 в арендном предприятии механизации строительства (АПМС), уволен в связи с выходом на пенсию.

15.12.1993 он обратился в суд с иском к АПМС о взыскании материальной помощи в связи с выходом на пенсию, указывая, что имеет такое право в соответствии с Положением о выплате материальной помощи работникам, уходящим на пенсию по старости и инвалидности, принятым на конференции трудового коллектива в 1992 году.

При рассмотрении данного дела суд в нарушение ст. 36 ГПК РСФСР допустил замену ответчика без согласия истца, в деле отсутствует определение суда о привлечении к участию в деле второго ответчика — предприятия «Севергазпром». Решением суда Б. отказано в иске к предприятию «Севергазпром» ДРСУ о взыскании материальной помощи.

Однако иск заявлен к АПМС, а не к ДРСУ «Севергазпром», поэтому требования, заявленные к арендному предприятию механизации строительства, остались без рассмотрения. Суд также не установил правовое положение АПМС. Вывод же суда о том, что АПМС на день рассмотрения дела фактически не функционирует, материалами дела не подтверждается.

Судебная коллегия решение суда отменила, дело направила на на новое рассмотрение.

Зам. Председателя
Верховного Суда
М.Г.АГРАНОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *