Решение по заявлению об установлении административного надзора изменено в части дополнения установленного административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания и магазинах, где осуществляется продажа спиртных напитков, словами на розлив, так как указанная ранее формулировка могла повлечь необоснованное ограничение прав осужденного, в том числе по приобретению жизненно важных товаров и необходимых услуг.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08.07.2014 по делу N 33-1172/2014

Судья Мошкин К.Л.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Братухина В.В.,

судей Демина Ю.И. и Медведевой И.А.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

при секретаре Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года, которым постановлено:

установить в отношении Л., 00.00.00 года рождения, уроженца <…>, административный надзор на срок три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Установить Л. в течение срока административного надзора административные ограничения в виде: запрещения пребывания в местах общественного питания и магазинах, где осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, с 22 часов до 6 часов следующего дня ежедневно; запрещения выезда за пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки в количестве двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

установила:

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении осужденного Л., подлежащего освобождению из мест лишения свободы 00.00.00, имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административного надзора сроком на три года и административных ограничений.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении помощника Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл ставится вопрос об изменении решения суда в части дополнения формулировки административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания и магазинах, где осуществляется продажа спиртных напитков словами «на розлив».

Заслушав помощника прокурора Полозову Т.В., просившую решение суда изменить, объяснения Л., поддержавшего апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона).

Как видно из материалов дела, приговором <…> суда <…> от 00.00.00 Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <…> УК РФ (<…>) с назначением наказания с применением <…> УК РФ в виде лишения свободы сроком на <…> года <…> месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии <…> режима, преступление совершено Л. в состоянии опьянения. В действиях Л. приговором суда признан рецидив преступлений.

В период отбывания наказания Л. характеризовался отрицательно, имел <…> взысканий, в том числе с выдворением в ШИЗО. Постановлением начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл от 00.00.00 Л. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Установив, что Л. является лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, относящегося к категории средней тяжести при рецидиве преступлений, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении него административного надзора.

В силу статьи 15 УК РФ совершенное Л. преступление относятся к категории преступлений средней тяжести; судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания (часть 3 статьи 86 УК РФ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (часть 3 пункт 1 статьи 5 Федерального закона).

При таких обстоятельствах, выводы районного суда об установлении в отношении Л. административного надзора на срок три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, являются обоснованными.

На основании положений статьи 261.8 ГПК РФ, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает одно или несколько административных ограничений.

Виды административных ограничений определены статьей 4 Федерального закона, в частности, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установленные судом административные ограничения в отношении Л. являются необходимыми и соразмерными, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения указанным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Они согласуются с нормой статьи 55 (частью 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводятся (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1741-О, от 22 ноября 2012 года).

Вместе с тем заслуживают внимания доводы прокурора о необходимости дополнения формулировки административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания и магазинах, где осуществляется продажа спиртных напитков словами «на розлив», поскольку указанная судом формулировка может повлечь необоснованное ограничение прав Л. в том числе по приобретению жизненно важных товаров и необходимых услуг.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года изменить, дополнив резолютивную часть решения суда в части установленного в отношении Л. административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания и магазинах, где осуществляется продажа спиртных напитков словами «на розлив».

Председательствующий
В.В.БРАТУХИН

Судьи
Ю.И.ДЕМИН
И.А.МЕДВЕДЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *