Иск о признании незаконными действий по отстранению от участия в совещаниях, об обязании отменить запрет удовлетворен правомерно, поскольку отстранение от участия в совещаниях нарушает права истца, в том числе права на доступ к информации, на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей по организации деятельности отдела, обеспечению координации его деятельности с другими отделами органа местного самоуправления, на участие в

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 17.07.2014 по делу N 33-1157/2014

Судья Халиулин А.Д.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

Председательствующего Братухина В.В.,

судей Петровой О.А. и Медведевой И.А.,

при секретаре Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2014 года, которым

исковые требования М.Н. удовлетворены;

действия Главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» К. по отстранению М.Н. от участия в совещаниях при главе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» признаны незаконными, на Главу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» возложена обязанность отменить запрет на участие <…> администрации М.Н. от участия в совещаниях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

установила:

М.Н. обратилась в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» К. по отстранению от участия в совещаниях при главе администрации и возложить на К. обязанность отменить запрет на участие в совещаниях, поскольку считает, что подверглась дискриминации со стороны главы администрации, преследующего ее за дачу свидетельских показаний по уголовному делу в отношении К.

Отстранение от участия в совещаниях не позволяет своевременно получать необходимую для исполнения возложенных на отдел экономики задач оперативную информацию и надлежащим образом исполнять возложенные на истца трудовые обязанности.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней К. просит решение отменить в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением закона и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

М.Н. представлены возражения относительно доводов жалобы.

К., М.Н., представитель администрации Горномарийского муниципального района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения в апелляционном порядке дела извещены. От Главы администрации Горномарийского муниципального района С. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» глава муниципального образования является представителем нанимателя (работодателем), осуществляющим от имени органа местного самоуправления полномочия нанимателя.

В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Приведенным положениям статьи 3 ТК РФ корреспондирует закрепленный в пункте 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года N 1 разъяснено, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В соответствии с частью 4 статьи 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Пунктом 4.2 должностной инструкции муниципального служащего — <…> администрации Горномарийского муниципального района установлено право <…> получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Судом на основании исследованных письменных доказательств, показаний свидетелей М. и В., объяснений истца, установлено, что 28 января 2014 года, на ежедневном совещании, проводимом Главой администрации района, М.Н. была отстранена от участия в оперативных совещаниях, в которых принимают участие руководители отделов (структурных подразделений) администрации, по мотивам, не связанным с производственной, либо служебной необходимостью. Факт отстранения М.Е. от участия в ежедневных совещаниях не оспаривается ответчиком согласно доводам апелляционной жалобы. Ранее, с 2001 года, М.Н., являясь по должности <…>, постоянно принимала участие в оперативных совещаниях.

Отстранение от участия в совещаниях обоснованно признано судом нарушающим права истца, в том числе права на доступ к информации, на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей по организации деятельности отдела, обеспечению координации его деятельности с другими отделами администрации, на участие в подготовке и принятии решений.

Доводы апелляционной жалобы об изменении структуры администрации решением Собрания депутатов Горномарийского муниципального района от 28 декабря 2012 года не имеют юридического значения для существа дела с учетом даты принятия указанного решения и не опровергают совокупности доказательств, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

Ссылка на необъективное рассмотрение дела судом первой инстанции и небеспристрастность судьи не принимается судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 ГПК РФ судья не вправе участвовать в рассмотрении дела, если лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности. Как следует из материалов дела, ответчиком либо его представителем ходатайство об отводе судьи в ходе рассмотрения дела не заявлялось.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы, а также оснований для его безусловной отмены, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. — без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.БРАТУХИН

Судьи
О.А.ПЕТРОВА
И.А.МЕДВЕДЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *