Суд правомерно отказал в удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода работы в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в социальном приюте и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку отсутствие у истца требуемой нормы педагогической нагрузки учителя свидетельствует о невозможности зачета спорного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 25.08.2014 по делу N 33-11681/2014


Судья М.М. Давлетбаева


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,

судей И.З. Рашитова, А.И. Муртазина,

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 6 июня 2014 года, которым в удовлетворении иска Н. к Государственном учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ о включении в специальный стаж периода работы с 22 ноября 2004 года по 26 января 2009 года в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в ГБ "Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости социальной защиты республики Татарстан "Надежда" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью - отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия


установила:

Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование требований указывается, что решением ответчика ей отказано во включении в специальный трудовой стаж периода работы с 22 ноября 2004 года по 26 января 2009 года в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в ГБУ "Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Надежда".

В связи с тем, что с учетом данного периода в настоящее время ею полностью выработан стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, истица просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения в пенсионный орган.

Представитель ответчика иск не признал.

Судом вынесено решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе истицы ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Выражается не согласие с выводом суда о том, что деятельность, осуществляемая истицей, не является педагогической.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. во исполнение статьи 28 Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Как усматривается из материалов дела, решением ответчика от 22 ноября 2012 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из которого был исключен период работы с 22 ноября 2004 года по 26 января 2009 года в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в ГБУ "Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Надежда", поскольку Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. наименование должности "заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе" не предусмотрено.

Разрешая спор по заявленным истицей требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения вышеуказанного периода в специальный стаж работы, дающей Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, руководствуются Списками должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10 2002 г.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены должность "заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом", учреждение - "общеобразовательные учреждения".

Аналогичные должности и учреждения содержались в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Положение о том, что работа в должности заместителя директора школы не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии было введено в действие с 01 ноября 1999 года Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, утвердившим Списки соответствующих должностей и Правила исчисления сроков выслуги.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных данных Правилами.

Период работы в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в ГБУ "Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Надежда" мог быть включен в специальный стаж при соблюдении ряда условий, в частности, при осуществлении одновременно обязанности учителя.

Судом установлено, что после 01 сентября 2000 года истица на в должности учителя не работала, что само по себе не дает права на включение этого вышеуказанного периода в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно должностной инструкции заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Мамадышского района РТ в его обязанности организовать текущее и перспективное планирование деятельности сотрудников центра, координировать работу специалистов, осуществлять контроль за взаимодействием специалистов центра с детскими образовательными учреждениями, обеспечивать взаимодействие с органами опеки и попечительства, с правоохранительными органами по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних и т.д. При этом предметом деятельности указанного учреждения является предоставление приюта безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств того, что Н., работая в спорный период трудовой деятельности с 22 ноября 2004 года по 26 января 2009 года заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, одновременно выполняла преподавательскую работу, вела учебные дисциплины, которые являются предметами преподавания, т.е. относятся к педагогической деятельности, не представлено.

Таким образом, отсутствие у истицы требуемой нормы педагогической нагрузки учителя свидетельствует о невозможности зачета спорного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Не обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что наименование занимаемой ею должности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом, дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дает истице право на досрочную пенсию.

Согласно пункту 5 указанных Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Однако, в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, учреждения в котором работала истица не указано.

Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в подсчет специального стажа периодов работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе ГУ Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Мамадышского района РТ является обоснованным.

Таким образом, у Н. отсутствовал необходимый 25-летний стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия


определила:

решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 6 июня 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.