Иск в части признания незаконным отказа органа Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и обязания включить периоды в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, удовлетворен правомерно, поскольку работа в санатории-профилактории подлежит включению в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию по старости.

Апелляционное определение Владимирского областного суда от 26.08.2014 по делу N 33-3034/2014г.


Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Колокина И.И.


Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.,

судей Гришиной Г.Н. и Завьялова Д.А.,

при секретаре К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе на решение Киржачского районного суда 1 июля 2014 года, которым постановлено:

Иск Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе удовлетворить частично.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Ш. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе включить Ш. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с **** по **** **** в санатории-профилактории "****" в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе назначить Ш. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ****.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе в пользу Ш. в возмещение судебных расходов **** рублей.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Ш., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия


установила:

Ш. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киржачском районе о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, о включении в специальный стаж для назначении досрочной трудовой пенсии периодов работы с **** по **** **** в санатории-профилактории "****", с **** по **** в должности **** в **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, с **** по **** в должности **** в **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, а также просил назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ****.

В обоснование иска указал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в назначении которой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Киржачском районе ему необоснованно было отказано.

В судебном заседании истец Ш. поддержал заявленные требования.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Б. иск не признала, пояснила, что включение в специальный стаж спорных периодов работы Ш. пенсионным законодательством не предусмотрено. Просила в удовлетворении иска отказать полностью.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Кольчугинском районе просит отменить указанное решение в части включения в специальный стаж Ш. периода работы с **** по **** в должности **** в санатории-профилактории "****" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****, считая его в этой части незаконным и необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Ш. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее, не находит оснований для отмены решения.

Решение суда в части включения в специальный стаж Ш., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов работы с **** по **** в должности **** в **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, с **** по **** в должности **** в **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.

Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периода его работы с **** по **** **** в санатории-профилактории "****" суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к спорным правоотношениям может быть применено ранее действовавший Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, согласно которому работа в санатории-профилактории подлежит включению в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию по старости.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

Согласно ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" от 22 июня 2004 года N 99р.

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 5 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22 сентября 1999 года N 1066.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Согласно пункту 1 Списка N 464 в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно информационному письму Минтруда РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 года N 73.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, с учетом п. 3 Примечания к ней, должность медицинский брат (медбрат) отнесена к среднему медицинскому персоналу.

В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года N 395 санатории-профилактории отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия выдает уточняющую справку со ссылкой на документы за соответствующий период работы конкретного работника.

Судом установлено, что в период с **** по **** Ш. работал в должности **** в санатории-профилактории АОЗТ ****.

Факт работы Ш. в санатории-профилактории в должности медицинского брата подтвержден записью **** от **** в его трудовой книжке (л.д. 15).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности требований Ш. о включении в специальный стаж периода его работы с **** по **** в должности медицинского брата в санатории-профилактории АОЗТ **** и удовлетворил их.

Ссылка в жалобе на то, что работа истца в период с **** по **** не подлежит включению в специальный стаж, поскольку санаторий-профилакторий, в котором проходила работа истца, был структурным подразделением АОЗТ ****, которое не является учреждением здравоохранения не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку основана на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Судом установлено, что в спорный период работы истца действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, согласно которому в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности.

Учитывая указанные положения Списка, а также то, что номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года N 395, санатории-профилактории отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности требования истца о включении спорного периода работы в санатории-профилактории в специальный стаж.

Работа Ш. в спорный период была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения. Данная деятельность осуществлялась в созданном для указанных целей санатории-профилактории, что подтверждается записями в трудовой книжке.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" от 5 июля 1968 года N 517 Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик: совместно с профсоюзными организациями указано на необходимость принять меры к созданию и расширению при промышленных предприятиях, хозяйственных организациях и учреждениях (или для группы их) медико-санитарных частей, санаториев-профилакториев, ингаляториев, фотариев и диетических столовых путем нового строительства или выделения для этих целей соответствующих помещений (п. 9).

Согласно пункту 1.17 Приказа Минздрава СССР "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта" от 3 января 1978 года N 12, Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома поручено разработать и осуществить совместно с хозяйственными и профсоюзными организациями мероприятия по развитию сети санаториев-профилакториев, укомплектованию их квалифицированными врачами, оснащению медицинским оборудованием, а также по созданию необходимых условий для обеспечения реабилитации трудящихся.

Санаторий-профилакторий обслуживает рабочих и служащих одного или нескольких предприятий, участвующих в оборудовании и содержании этого учреждения, находится в ведении фабричного, заводского или местного комитета профсоюза и администрации предприятия (организации), правления колхоза и работает под их руководством.

В соответствии с Типовым положением о санатории-профилактории профессиональных союзов и нормативов содержания санаториев-профилакториев по отраслевым профсоюзам, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 5 октября 1979 года N 9-5, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, совхозов, колхозников, в основном без отрыва от их трудовой деятельности.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Киржачского районного суда Владимирской области от 1 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе - без удовлетворения.


Председательствующий
С.М.СЕРГЕЕВА

Судьи
Г.Н.ГРИШИНА
Д.А.ЗАВЬЯЛОВ