О признании недействительным закона Вологодской области О внесении изменений и дополнений в закон области О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области от 1 октября 1996 года N 100-ОЗ.

Решение Вологодского областного суда от 06.01.1997

Именем Российской Федерации

6 января 1997 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Сысоева А.А.

с участием прокурора Акулова В.Г.

при секретаре Ординой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Вологодской области о признании недействительным закона Вологодской области «О внесении изменений и дополнений в закон области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области» от 1 октября 1996 года N 100-ОЗ,

установила:

Законодательное Собрание Вологодской области приняло 1 октября 1996 года за N 100-ОЗ закон «О внесении изменений и дополнений в закон области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области». Настоящий закон устанавливает неприкосновенность депутатов Законодательного Собрания области в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права, особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности.

Прокурор Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании данного закона недействительным как противоречащего Конституции Российской Федерации и Уставу Вологодской области.

В судебном заседании представитель прокуратуры области Акулов В.Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что принятый закон противоречит требованиям ст. ст. 71 п. «о», 72 ч. 1 п. «к», 76 ч. 2 Конституции Российской Федерации и ст. 46 Устава области.

В соответствии со ст. 46 Устава области установлено, что порядок привлечения депутата Законодательного Собрания к ответственности, лишение депутатской неприкосновенности определяется законом области на основе федеральных законов. Кроме того, упомянутым законом депутатская неприкосновенность должна распространяться и по истечении срока, на который избран депутат, что также противоречит ч. 1 ст. 46 Устава Вологодской области.

Представитель Законодательного Собрания Вологодской области Андреева А.С. заявление прокурора не признала и пояснила, что до настоящего времени на федеральном уровне не урегулирован вопрос о статусе депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, основных гарантиях беспрепятственного и эффективного осуществления депутатских полномочий, поэтому и был принят оспариваемый закон. Подобные законы приняты в ряде субъектов Российской Федерации. В Государственной Думе в первом чтении прошел закон, в котором предусмотрена неприкосновенность депутата представительного органа субъекта Российской Федерации, поэтому депутаты Законодательного Собрания области 4 октября 1996 года отклонили протест и.о. прокурора области от 1 октября 1996 г. N 100-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в закон области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области».

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предъявленные доказательства, судебная коллегия находит заявление прокурора Вологодской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оспариваемый закон установил неприкосновенность депутатов Законодательного Собрания области в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права, особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности. В принятом законе вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению прокурора области Законодательному Собранию. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, арест и обыск депутата Законодательного Собрания прокурор области вносит представление в Законодательное Собрание, которое не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора области.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В этом законодательстве отсутствуют нормы неприкосновенности депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации, поэтому введение этих норм в закон, принятый Законодательным Собранием области, неправомерно.

Административное и административно-процессуальное законодательство в силу пункта «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

В принятом законе предусмотрен и иной, чем это установлено Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, порядок привлечения депутата областного Законодательного Собрания к административной ответственности.

Статьей 76 частями 2 и 5 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить. Следовательно, предусмотрев для депутатов изъятие из действующих норм федерального законодательства, Законодательное Собрание нарушило требования частей 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации.

Исключив возможность привлечения депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра или допроса без согласия Законодательного Собрания, закон установил особый не предусмотренный Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, порядок осуществления правосудия и судопроизводства.

Устав Вологодской области (ст. 46) предусматривает для депутата Законодательного Собрания неприкосновенность, которая гарантируется федеральным законом и законом области. Порядок привлечения депутата Законодательного Собрания области к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности устанавливается законом области на основе федеральных законов.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 197, 231 — 232 ГПК РФ,

решила:

признать недействительным закон Вологодской области «О внесении изменений и дополнений в закон области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области» от 1 октября 1996 года N 100-ОЗ со дня принятия.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СЫСОЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *