Решение суда, которым иск удовлетворен в части признания решения об отказе во включении в состав участников программы Жилище незаконным, обязания включить в состав участников программы, оставлено без изменения, поскольку истец отвечает требованиям, предусмотренным данной программой, представил документы, подтверждающие нуждаемость его семьи в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением отсутствуют.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 30.11.2012 N 33-4854/2012

Судья Толошинов П.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Чернышовой Н.Э., Мищенко С.В.,

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 01 октября 2012 года, которым исковые требования П. удовлетворены частично.

Признано решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области от <ДАТА> об отказе во включении П. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы незаконным.

Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области обязано включить П. и ее сына П.Н.П. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя УФСИН России по Вологодской области и представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя П. по доверенности С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

решением Белозерского районного суда от 08.08.2011 П. восстановлена в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с <ДАТА>.

В связи с этим решением жилищно-бытовой комиссии от <ДАТА> Федерального казенного учреждения исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области (далее также ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) она восстановлена в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с той же даты.

Письмом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области в срок до <ДАТА> П. предложено представить документы: копии паспортов на всех членов семьи, копию лицевого счета, справку о составе семьи, справку о площади занимаемого помещения, его благоустройстве, копию договора социального найма жилого помещения, справку из регистрационной службы на всех членов семьи об имеющихся объектах недвижимого имущества, справку БТИ на всех членов семьи об отсутствии приватизированного жилья и жилья в частной собственности.

<ДАТА> П. обратилась с заявлением в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области от <ДАТА> П. отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы в связи с неполным представлением документов, поскольку не представлены документы на сына П.В.П.: заверенная копия паспорта, справки из регистрационной службы об имеющихся объектах недвижимого имущества и из БТИ об отсутствии приватизированного жилья и жилья в частной собственности, а также на умершего супруга: свидетельство о смерти, послужной список, справка об общей продолжительности военной службы (службы), справка о том, что за время прохождения службы его денежное содержание финансировалось из средств Федерального бюджета, справка о том, что за время прохождения службы в учреждении денежных субсидий за счет Федерального бюджета на строительство и покупку жилья ему не выделялось.

Документы на умершего супруга П. представлены <ДАТА>.

Письмом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области от <ДАТА> П. вновь проинформирована о решении жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области от <ДАТА> о необходимости предоставления пакета документов на П.В.П.

<ДАТА> П. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области и УФСИН России по Вологодской области о включении ее ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, включении ее УФСИН России по Вологодской в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2013 год.

Исковые требования мотивированы незаконным отказом во включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

В судебном заседании П. и ее представитель по доверенности С. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в обоснование иска. Пояснили, что вместе с П. в квартире проживают ее сыновья П.Н.П., П.В.П., П.В.П. проходит службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, зарегистрирован в ее квартире, но на средства материнского капитала вместе с женой приобрел квартиру в <адрес>, от участия в программе отказался. Поэтому в заявлении о включении в состав участников подпрограммы в качестве члена своей семьи она указала только П.Н.П.

Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Возразил против удовлетворения иска, поскольку П. документы представлены не в полном объеме.

Представитель ответчика УФСИН России по Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также возразил против удовлетворения иска, поскольку в центральную жилищную комиссию УФСИН России по Вологодской области учетное дело на П. не направлялось, проверка документов на соответствие их условиям программы не проводилась. В настоящее время списки граждан-участников подпрограммы на 2013 год направлены во ФСИН России. Внесение дополнительно лиц в утвержденные сводные списки участников не допускается.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Вологодской области приводя доводы, аналогичные тем, которые изложены в возражениях на иск в суде первой инстанции, просит решение суда отменить по мотиву его незаконности.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель П. по доверенности С. просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу, решение суда — без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее — подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения — для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) — для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

По правилам пункта 21 указанных Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Согласно пункту 22 указанных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

В силу пункта 23 указанных Правил повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 22 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 24 указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что <ДАТА> П. обратилась с заявлением в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, в чем ей было отказано в связи с неполным представлением документов.

Как следует из материалов учетного дела решение жилищно-бытовой комиссии от <ДАТА> получено ее сыном П.Н.П. только <ДАТА>.

Исходя из изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что документы на умершего супруга истцом представлены спустя разумный период времени <ДАТА>.

При этом необходимо отметить, что требуемые жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области справки об общей продолжительности военной службы, о финансировании из средств Федерального бюджета, о не выделении субсидий за счет Федерального бюджета на строительство и покупку жилья по умершему супругу, истцу выданы самим ответчиком — ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, остальные документы: копия послужного списка лиц старшего начальствующего состава и погибших (умерших) в период прохождения службы, предоставлены архивом УФСИН России по Вологодской области.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» является добровольным. Принимая во внимание, что истец в заявлении о включении в состав участников подпрограммы указала себя и сына П.Н.П., так как у П.В.П. имеется своя семья, он ведет отдельное хозяйство, участвовать в программе не намерен, то отказ во включении истца в число участников подпрограммы в связи с не предоставлением документов на лицо, не претендующее на получение жилья по указанному основанию, необоснован.

П.В.П. в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля подтвердил свое нежелание участвовать в подпрограмме и то, что членом семьи своей матери не является, так как имеет свою семью.

Поскольку П. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, представила документы, подтверждающие нуждаемость ее семьи в жилом помещении, сведения о реализации ею права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, то у ФКУ ИК-5 УФСИН по Вологодской области не было правовых оснований для отказа в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН по Вологодской области от <ДАТА> об отказе во включении П. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» является незаконным.

Возложение судом обязанности на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области включить П. и ее сына П.Н.П. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», соответствует требованиям закона.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции.

Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 01 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 01 октября 2012 года — без удовлетворения.

Председательствующий
И.Н.БОЧКАРЕВА

Судьи
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
С.В.МИЩЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *