Иск в части признания незаконными действий ответчика по ограничению подачи тепловой энергии, возложения на ответчика обязанности по устранению препятствий путем восстановления подачи тепловой энергии в здание административно-бытового корпуса удовлетворен, так как установлен факт технологического подключения здания к тепловой сети и получения в течение длительного времени собственниками здания тепловой энергии как субабонентами в рамках договоров энергоснабжения, законных оснований для ограничения подачи

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 15.08.2014 N 33-3514/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Федосеевой О.А.,

судей Марковой М.В., Жгутовой Н.В.,

при секретаре К.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Е. по доверенности С. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.05.2014, которым в удовлетворении исковых требований Е. к К.Г. об устранении препятствий, не связанных с лишением права собственности отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Марковой М.В., объяснения представителя Е. по доверенности С., судебная коллегия

установила:

Е. является собственником… доли, общество с ограниченной ответственностью «Агросфера» (далее ООО «Агросфера») -… доли, Т. -… доли, Л. -… доли, … доли, … доли, К.Ю. -… доли в праве общей долевой собственности на здание административно — бытового корпуса (далее АБК), расположенного по адресу: <адрес> (л.д….).

<ДАТА> между частным предпринимателем М.Л.А. и ООО ПКП «…» заключен договор на выполнение работ по проектированию, согласованию с теплоснабжающей организацией, комплектации материалов и оборудования, монтажу и пуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на базе теплосчетчика… на объекте по адресу: АБК, <адрес> (л.д….).

<ДАТА> заключено соглашение о совместном строительстве теплотрассы для отопления АБК по адресу: <адрес>, магазина по адресу: <адрес>, здания склада лаков и красок по адресу: <адрес>, согласно технических условий, выданных муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнергия» индивидуальному предпринимателю М.Л.А. и проекту, выполненному ЗАО «…», между индивидуальным предпринимателем М.Л.А. и индивидуальным предпринимателем К.Г. (л.д….).

<ДАТА> К.Г. заключил с ООО «…» договор на выполнение работ по монтажу теплосети к зданию по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом. Цена договора определена в размере… рублей (л.д….).

Череповецким отделом по технологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области <ДАТА> собственнику К.Г. выдан акт временного допуска в эксплуатацию тепловой энергоустановки на период испытания и выполнения пусконаладочных работ к АБК по адресу: <адрес> (л.д….).

<ДАТА> между обществом с ограниченной ответственностью «Вологдагазпромэнерго» (далее ООО «Вологдагазпромэнерго») и индивидуальным предпринимателем К.Г. заключен договор теплоснабжения объектов — магазин «…» по адресу: <адрес>; магазин спортивной техники по адресу: <адрес> (л.д….).

<ДАТА> ООО «Вологдагазпромэнерго» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «СоюзСервис» (далее ООО «СоюзСервис»), являющимся управляющей организацией здания АБК по адресу: <адрес>, договор теплоснабжения данного объекта недвижимости (л.д….).

<ДАТА> в… часов… минут с трассы, находящейся в эксплуатационной ответственности К.Г., была прекращена подача тепла в здание по адресу: <адрес> (л.д….).

Ссылаясь на то, что К.Г. ограничив потребление коммунального ресурса, нарушил права Е. и права третьих лиц, <ДАТА> Е. обратился в суд с иском к К.Г. о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии в здание АБК по адресу: <адрес>; возложении обязанности устранить препятствия путем восстановления подачи тепловой энергии в здание АБК; запрете совершать действия, связанные с ограничением и отключением здания от тепловой трассы (сетей) для поставки коммунального ресурса (тепловой энергии) в здание АБК.

Определением Череповецкого городского суда от 15.05.2014 исключено из числа третьих лиц общество с ограниченной ответственностью «…» (далее ООО «…»).

В судебное заседание истец Е. не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Ответчик К.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, его представитель Я. иск не признал.

Третье лицо Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ее представитель Б. с иском согласилась.

Представитель третьего лица ООО «Вологдагазпромэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо К.Ю., представители третьих лиц ООО «СоюзСервис», ООО «Агросфера», Т. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении, представитель Е. С. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного установления обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права, указывая на то, что при соблюдении существенных условий договора на поставку коммунального ресурса, он имеет право требовать устранения препятствий, выразившихся в ограничении его прав ответчиком.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, решение подлежащим отмене в части.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1 Закона).

Согласно пунктам 11 и 16 статьи 2 указанного выше закона теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Статье 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правила оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а именно в силу пункта 1 передача тепловой энергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

В силу пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Как следует из материалов дела, К.Г. является владельцем тепловых коммуникаций и абонентом ООО «Вологдагазпромэнерго» на основании договора от <ДАТА> N….

Отпуск тепловой энергии для потребительских нужд здания АБК осуществляется через тепловую сеть от точки присоединения к трассе ООО «Вологдагазпромэнерго» до здания АБК, право собственности на которую за К.Г. не зарегистрировано.

Е., являясь потребителем тепловой энергии, поставляемой ООО «Вологдагазпромэнерго», осуществляет ее оплату в соответствии с установленным тарифом согласно договору от <ДАТА> N…

Отказывая в удовлетворении исковых требований Е., суд исходил из отсутствия вины в действиях К.Г., которые заключались в ограничении <ДАТА> подачи тепловой энергии в здания АБК через тепловую сеть от точки присоединения к трассе ООО «Вологдагазпромэнерго» до здания АБК, при этом принял во внимание, что законные основания к осуществлению К.Г. указанных действий имелись, в данном случае он выступал как собственник тепловой сети, поскольку собственниками здания АБК соответствующий договор аренды с указанием порядка и размера оплаты компенсации, срока использования тепловой сети, порядка ее технического обслуживания, с К.Г. не заключен.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку судом неправильно установлен характер правоотношений, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд первой инстанции не учел, что правоотношения по теплоснабжению здания АБК возникли в <ДАТА>, а право собственности К.Г. на тепловую сеть от точки присоединения к трассе ООО «Вологдагазпромэнерго» до здания АБК не зарегистрировано, в связи с чем суду надлежало исследовать вопрос, касающийся правомерности подключения здания АБК к тепловой сети на тот момент, когда эти действия имели место быть в действительности.

Как следует из договора от <ДАТА>, заключенного между МУП… и ООО «…», действующего по доверенности от ООО «…», М.Е.В., Е., Р.Н.Г., К.Г., присоединение здания АБК к сетям теплоснабжающей организации осуществлено через тепловую сеть, которая находится во владении К.Г. Кроме того, ООО «…» обязалось уплатить задолженность за отпуск тепловой энергии по договору от <ДАТА> N… за М.Л.А.

В настоящее время Е. и другие собственники здания АБК состоят в договорных отношениях с ООО «Вологдагазпромэнерго» на основании договора от <ДАТА> N…, заключенного между ООО «Вологдагазпромэнерго» и ООО «СоюзСервис». Перед заключением указанного договора теплоснабжающей организацией был произведен осмотр тепловой сети, посредством которой осуществляется теплоснабжение здания, о чем составлен соответствующий акт: тепловая энергия и теплоноситель отпускаются через присоединенную тепловую сеть до границы балансовой принадлежности сетей теплоснабжающей организации и сетей потребителя. Граница балансовой принадлежности определена на тепловой сети в точке…. При этом техническое состояние узла, приборов учета, схема подключения проверены, каких-либо замечаний по вопросам соблюдения технических требований и условий при подключении здания АБК к теплоснабжению выявлено не было.

Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатации ответственности (приложение N… к договору) согласован ООО «Вологдагазпромэнерго», ООО «СоюзСервис» и К.Г.

Таким образом, между сторонами сложились длительные правоотношения, свидетельствующие о том, что Е., как и другие собственники здания АБК, выступал субабонентом по отношению к К.Г. (абонент) и теплоснабжающей организации.

Отношения, связанные с правом владения или правом собственности ответчика на тепловую сеть, в данном случае не являются значимыми при характере заявленного спора.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

По правилам статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Таким образом, юридически значимым при подключении субабонента к передающему устройству является наличие согласия, в первую очередь, энергоснабжающей организации. Следовательно, указанная норма регулирует правовое положение не абонента, а именно энергоснабжающей организации. Данное обстоятельство означает, что инициатива отключения субабонента от энергоснабжения должна исходить именно от энергоснабжающей организации и только в случае установления факта подключения к энергоснабжению в отсутствие согласия энергоснабжающей организации (а не абонента).

В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

Из материалов дела не усматривается наличия каких-либо претензий к Е. и другим собственникам здания АБК со стороны теплоснабжающей организации по мотиву нарушения договорных отношений, либо связанных с необходимостью приостановления подачи энергии, либо по иным предусмотренным законом основаниям. На необходимость принятия неотложных мер для предотвращения или ликвидации аварии К.Г. также не ссылался, и судом таких обстоятельств выявлено не было, соответствующего соглашения о перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии, между сторонами достигнуто не было. Инициатива ограничения подачи тепловой энергии в здание АБК исходила от К.Г., как лица, владеющего участком тепловой сети от точки присоединения к трассе ООО «Вологдагазпромэнерго» до здания АБК.

В то же время по смыслу положения статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент таким правом по отношению к субабоненту не обладает.

По правилам статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник при реализации своего права собственности не вправе нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц; по правилам статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но владеющее им на основании закона либо договора, имеет право на защиту владения, в том числе и против самого собственника.

Согласно абзацу 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку установлен факт технологического подключения здания АБК к тепловой сети и получение в течение длительного времени собственниками здания АБК тепловой энергии как субабонентами в рамках договоров энергоснабжения, законных оснований для ограничения подачи тепловой энергии в здание АБК, исходя из обстоятельств дела, не установлено. К.Г. не лишен возможности предъявления собственникам здания АБК требований о возмещении понесенных им затрат на содержание тепловых сетей.

Действиями К.Г. по ограничению подачи тепловой энергии в здание АБК, не соответствующими закону, созданы препятствия в осуществлении Е. правомочий собственника по пользованию принадлежащим им имуществом. Таким образом, установлено нарушение прав истца, нарушенное право подлежит защите с использованием механизма, установленного абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит исковые требования Е. подлежащими удовлетворению частично, действия К.Г. по ограничению подачи тепловой энергии в здание АБК следует признать незаконными, на К.Г. надлежит возложить обязанность устранить препятствия, путем восстановления подачи тепловой энергии в здание АБК.

Исковые требования о необходимости запретить К.Г. совершать действия связанные с ограничением и отключением здания от тепловой трассы для поставки коммунального ресурса в здание АБК не подлежат удовлетворению, поскольку истцом заявлены неконкретизированные требования, зависящие от фактов, которые на момент рассмотрения спора в суде не наступили, и при исполнении решения вызовут затруднения, в связи с чем противоречат Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 «О судебном решении».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.05.2014 в части отказа Е. в признании незаконными действий К.Г. по ограничению подачи тепловой энергии в здание административно — бытового корпуса по адресу: <адрес> и возложении на К.Г. обязанности по устранению препятствий, путем восстановления подачи тепловой энергии в здание административно — бытового корпуса по адресу: <адрес> — отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Признать незаконными действия К.Г. по ограничению подачи тепловой энергии в здание административно — бытового корпуса по адресу: <адрес>.

Возложить на К.Г. обязанность по устранению препятствий, путем восстановления подачи тепловой энергии в здание административно — бытового корпуса по адресу: <адрес>.

В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. по доверенности С. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *