В удовлетворении требований о признании незаконным постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты отказано правомерно, поскольку установлено, что во всех подписных листах, представленных кандидатом в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты, сведения о его принадлежности к политической партии и о его статусе в данной политической партии не указаны.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 29.08.2014 N 33-4232/2014

Судья Губина Е.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,

при секретаре Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Вологодского городского суда от 22 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявления К. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды N… от 10 августа 2014 года отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения К., его представителя Кушка О.А., представителя территориальной избирательной комиссии города Вологды Ш., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

решением Вологодской городской Думы от 20 июня 2014 года N… на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Вологодской городской Думы нового созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды, выполняющей полномочия Избирательной комиссии города Вологды, N… от 10 августа 2014 года К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N…, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д. 9).

Оспаривая правомерность принятого постановления, К. 18 августа 2014 года обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование указал, что все представленные им подписи избирателей являются действительными и достоверными, подписные листы соответствуют приложению N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Просил признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии города Вологды N… от 10 августа 2014 года и зарегистрировать его (К.) в качестве кандидата в депутаты.

В судебном заседании заявитель К. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии города Вологды по доверенности Ш. заявленные требования не признала. В возражениях указала, что в заявлении о согласии баллотироваться К. указал, что он является секретарем первичного отделения «О» партии «Е». Однако ни в одном из 46 подписных листов сведения о принадлежности к политической партии и о его статусе в данной политической партии не указаны, в связи с чем все подписи избирателей, представленные заявителем в территориальную избирательную комиссию, признаны недействительными. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе К., ссылаясь на прежние доводы ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, и председатель территориальной избирательной комиссии города Вологды просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Аналогичные положения закреплены в статье 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок избрания на муниципальных выборах представительного органа муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства».

В силу положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Как следует из материалов дела, 12 июля 2014 года К. представил в территориальную избирательную комиссию города Вологды заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N… на выборах депутатов Вологодской городской Думы нового созыва, назначенных на 14 сентября 2014 года, в порядке самовыдвижения, в котором указал, что является секретарем первичного отделения «О» партии «Е» (л.д. 21).

В подтверждение членства во Всероссийской политической партии «Е» и статуса секретаря первичного отделения «О» в территориальную избирательную комиссию города Вологды К., в числе документов, представленных на регистрацию его кандидатом в депутаты, представлена и соответствующая справка, подписанная секретарем… регионального отделения партии «Е».

Согласно пункту 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

На обязательность указания в подписных листах сведений о принадлежности кандидата к политической партии либо иному общественному объединению и о его статусе в данной политической партии либо данном общественном объединении обращено внимание Законом Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства» (часть 5 статьи 33).

Из материалов дела усматривается, что во всех подписных листах, представленных К. в территориальную избирательную комиссию города Вологды для регистрации кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N…, сведения о его принадлежности к политической партии и о его статусе в данной политической партии не указаны.

В силу положений пункта 8 части 9 статьи 37 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в который не внесены сведения, предусмотренные частями 4, 5 статьи 33 настоящего Закона.

Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что невнесение в подписные листы сведений о принадлежности кандидата в депутаты К. к политической партии является основанием для признания 46 подписей избирателей недействительными.

Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичная норма права содержится в пункте 7 части 6 статьи 38 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства».

Принимая во внимание, что все подписные листы, представленные в поддержку кандидата в депутаты К., не соответствуют требованиям действующего законодательства и признаны недействительными, ввиду отсутствия в них указания на принадлежность кандидата к политической партии, законных оснований для его регистрации у территориальной избирательной комиссии города Вологды не имелось, в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правомерным.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 22 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
М.В.СОКОЛОВА
О.В.ЖИДКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *