В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты отказано правомерно, поскольку сведений об извещении кандидата избирательной комиссией о выявленных недостатках в документах, представленных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты, материалы дела не содержат.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 29.08.2014 N 33-4124/2014


Судья Зайцева М.В.


Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,

при секретаре Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя М. по доверенности Черной С.В. на решение Вологодского городского суда от 15 августа 2014 года, которым М. в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды N... от 31 июля 2014 года "О регистрации кандидата в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N... С., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя М. по доверенности Черной С.В., С., представителя территориальной избирательной комиссии города Вологды по доверенности Б., представителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области по доверенности В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия


установила:

решением Вологодской городской Думы от 20 июня 2014 года N... на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Вологодской городской Думы нового созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды, выполняющей полномочия Избирательной комиссии города Вологды, N... от 31 июля 2014 года С., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области", зарегистрирован кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N... (л.д. 8-9).

Зарегистрированная 02 августа 2014 года по тому же избирательному округу М., выдвинувшаяся в порядке самовыдвижения, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды N... от 31 июля 2014 года "О регистрации кандидата в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N... С., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области".

В обоснование требований указала, что С. не были представлены все документы, наличие которых является обязательным для регистрации кандидата. В паспорт кандидата С. внесены сведения, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года, а именно на странице 19 имеется штамп с отметкой "аннулировано", в связи с чем, указанный документ является недействительным. Отсутствие документа, необходимого для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации. Полагала, что решением территориальной избирательной комиссии города Вологды о регистрации С. кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы нарушаются ее избирательные права и принцип равенства кандидатов.

В дополнении к заявлению М. указала, что из представленного С. в избирательную комиссию первого финансового отчета невозможно установить, когда и на какую дату указанный документ составлен.

В судебное заседание заявитель М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя М. по доверенности Ч. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо С. с заявленными требованиями не согласился. В возражениях указал, что наличие отметок в паспорте гражданина, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, не лишает гражданина пассивного избирательного права. Отметка в паспорт была внесена в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Кроме того, о наличии каких-либо недостатков в представленных на регистрацию документах территориальная избирательная комиссия его не уведомила. Представленные финансовые документы вместе с финансовым отчетом позволяют установить дату составления первого финансового отчета.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии города Вологды по доверенности Е. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что территориальная избирательная комиссия действительно не уведомила С. о наличии недостатков в представленных на регистрацию документах, поскольку они были обнаружены после истечения сроков, установленных для извещения кандидата.

Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области по доверенности В. с заявлением не согласился, указав, что отметка в паспорте С. проставлена в соответствии с действующим на тот момент законодательством, что не дает оснований для признания паспорта недействительным.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель М. по доверенности Ч., ссылаясь на прежние доводы, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу С. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, представленного отзыва, полагает, что решение вынесено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Аналогичные положения закреплены в статье 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона.

По смыслу приведенных норм решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть обжаловано в суд кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, если оспариваемое решение нарушает его избирательные права и противоречит требованиям законодательства.

Согласно пунктам 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором кандидат должен указать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с пунктом 1 постановления Центральной избирательной комиссии от 04 июня 2014 года N 233/1478-6 "Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов" определено, что к представляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии следующих страниц паспорта гражданина Российской Федерации: второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи; третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии; пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта); восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации.

Аналогичные положения о сведениях, содержащихся на страницах паспорта, предусмотрены Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828.

Из анализа изложенных норм права следует, что целью представления копии паспорта является подтверждение личности кандидата, гражданства Российской Федерации, и, следовательно, наличие у гражданина права быть избранным в органы местного самоуправления (пассивного избирательного права).

Из материалов дела следует, что 10 июля 2014 года в 14 часов 30 минут С. представил в территориальную избирательную комиссию города Вологды необходимый для уведомления о его выдвижения избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области" пакет документов, в том числе ксерокопию паспорта, на странице 19 которого имеется отметка об аннулировании записи о выдаче паспорта, удостоверяющего его личность за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта) (л.д. 18, 34).

При этом доводы заявителя о недействительности указанного документа правильно не были приняты судом во внимание, поскольку требования статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены для возможности идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата. Целью представления копии паспорта является подтверждение личности кандидата, гражданства Российской Федерации, и, следовательно, наличие у гражданина права быть избранным в органы местного самоуправления (в данном случае - пассивного избирательного права).

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при обращении за реализацией указанных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено. Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, с последующими изменениями), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав.

При указанных обстоятельствах содержащаяся на странице 19 отметка "аннулировано", выполненная на штампе о ранее выданном заграничном паспорте, не имеет юридического значения для регистрации кандидата в депутаты, поскольку сама по себе не отменяет гражданство Российской Федерации кандидата в депутаты С. и не ограничивает его право на участие в выборах.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 57 настоящего закона.

Документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет (часть 3 статьи 57 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства").

Согласно пункту 1 части 2 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" кандидаты представляют в избирательную комиссию муниципального образования свои финансовые отчеты со следующей периодичностью - первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в избирательную комиссию муниципального образования в установленном настоящим законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

Из материалов дела следует, что 22 июля 2014 года в 14 часов 25 минут С. представил в территориальную избирательную комиссию города Вологды необходимые документы для регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N... на выборах депутатов Вологодской городской Думы нового созыва, в том числе: первый финансовый отчет кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата от 22 июля 2014 года, справку об остатке средств на счете от 21 июля 2014 года, выданная... ОАО "С", копию договора N... от 15 июля 2014 года о специальном избирательном счете кандидата, избирательного объединения (л.д. 42-47).

О получении указанных документов С. секретарь территориальной избирательной комиссии города Вологды З.О. выдал подтверждение (л.д. 40).

Суд первой инстанции обоснованно признал доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения по основаниям неправильного оформления С. первого финансового отчета несостоятельными, поскольку учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата от 22 июля 2014 года, банковская справка об остатке средств на счете от 21 июля 2014 года, выданная... ОАО "С", отражают сведения о поступлении денежных средств на специальном избирательном счете кандидата С. их расходовании, а также все необходимые сведения об остатке денежных средств на специальном избирательном счете кандидата по состоянию на 21 июля 2014 года.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что отсутствие даты составления первого финансового отчета, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, поскольку представленные С. для регистрации финансовые документы одновременно с первым финансовым отчетом позволяют установить дату составления такого отчета и свидетельствуют о том, что он составлен в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства".

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Вологодской области от 15 ноября 2011 года N 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с частями 6 - 8 статьи 30 и частями 1, 5 статьи 32 настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено абзацем третьим части 6 статьи 30 и пятым предложением пункта 1 части 5 статьи 32 настоящего закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Аналогичное положение содержится в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вместе с тем, сведений об извещении С. территориальной избирательной комиссией города Вологды о выявленных недостатках в документах, представленных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N..., материалы дела не содержат.

Таким образом, выводы суда о законности регистрации кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N... С. являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами избирательного законодательства, подлежащими применению по настоящему делу, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:

решение Вологодского городского суда от 15 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М. по доверенности Черной С.В. - без удовлетворения.


Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
М.В.СОКОЛОВА
О.В.ЖИДКОВА