Требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, удовлетворено правомерно, поскольку непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-4005
Судья — Латфуллин И.Г.
Докладчик — Кузнецов Ю.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Верещагина Г.С. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «***» Р. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года, которым постановлено:
«заявление Т. в интересах несовершеннолетнего М. признании бездействия администрации муниципального образования «***» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении — удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «***» по непредоставлению М., ***года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «***» предоставить несовершеннолетнему М., ***года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города ***, в срок не позднее ***года».
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия
установила:
Т. в интересах несовершеннолетнего М. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «***» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ) незаконным, обязать предоставить его сыну место в ДОУ на территории г. *** в срок не позднее ***года.
Обосновал заявление тем, что администрация МО «***» не исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению его сына местом в ДОУ, нарушая тем самым конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель администрации МО «***» Р.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявления. Указал, что несовершеннолетнему М. в предоставлении места в ДОУ не отказано, оно будет предоставлено в порядке очередности. Внеочередное обеспечение ребенка местом в детском саду будет противоречить порядку приема детей в образовательные учреждения, нарушать права других детей, родители которых обратились с заявлением ранее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Т. является отцом несовершеннолетнего М., ***года рождения.
***года мать ребенка обратилась с заявлением в Управление образования администрации МО «***» о предоставлении ее сыну места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. ***.
Несовершеннолетний М. состоит в общей очереди на предоставление места в ДОУ под номером ***.
До настоящего времени ребенок местом в ДОУ не обеспечен.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетнего М. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО «***» обязанности по предоставлению ребенку заявителя места в детском дошкольном образовательном учреждении на территории г. ***.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу пп. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании», вступившего в силу с 01 сентября 2013 года.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года N 1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Постановлением администрации МО «***» от 24 апреля 2013 года N 681 утвержден Порядок комплектования дошкольных групп детских садов — структурных подразделений муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципального образования «***», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, согласно которого прием детей в ДОУ осуществляется в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
С учетом изложенного, при достижении несовершеннолетним указанного возраста, наличии волеизъявления правообладателя, непредоставление места в детском дошкольном учреждении свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний М. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, администрацией МО «***» обязанность по обеспечению несовершеннолетнего местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, установив, что администрацией МО «***» не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном учреждении, суд обоснованно признал данное бездействие администрации незаконным, возложил на нее, обязанность обеспечить М. местом в детском дошкольном учреждении в пределах г. *** в срок не позднее ***года.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в ДОУ, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО «***» обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности — расширять их.
Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает несостоятельным довод подателя жалобы и о том, что внеочередное обеспечение малолетнего М. местом в дошкольном учреждении повлечет нарушение прав других детей, состоящих в очереди, поскольку реализация права может быть ограничена только законом, который администрацией района соблюден не был.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования «***» Р. — без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Г.С.ВЕРЕЩАГИН
Н.П.РАССОШЕНКО