Иск о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения удовлетворен правомерно, поскольку согласно материалам дела компетентные органы не выполнили возложенные на них обязательства о направлении заявления и документов для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с чем истец свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал

Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 по делу N 33-2801/2014

Судья Гуляева Л.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Фроловой И.М., Сокова А.В.,

при секретаре К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе главы администрации Дятьковского района Брянской области В. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 06 мая 2014 года по иску К.О. о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

установила:

К.О. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать — М.Н.Н. и отец — К.Н. решением Дятьковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением администрации Дятьковского района N от ДД.ММ.ГГГГ его попечителем была назначена его бабушка К.И.П., и он был поставлен на учет в отделе опеки и попечительства Дятьковского района, как оставшийся без попечения родителей. Жилое помещение за К.О. не закреплялось. Дом, в котором он зарегистрирован, не пригоден для проживания. В 2012 году он обратился в администрацию Дятьковского района Брянской области с заявлением о включении его в список детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако ответчиком отказано ему в обеспечении жилым помещением и рекомендовано обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории лиц.

Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 06 мая 2014 года исковые требования К.О. удовлетворены. За К.О., оставшимся без попечения родителей, признано право на внеочередное обеспечение жилым помещением в административно-территориальных границах п. Старь Дятьковского района. Суд обязал администрацию Дятьковского района Брянской области включить К.О. в список лиц, подлежащих обеспечению жильем во внеочередном порядке как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апелляционной жалобе глава администрации Дятьковского района Брянской области В. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Сельцовская городская администрация Брянской области, то есть по месту жительства истца. Кроме того, выводы суда, изложенные в резолютивной части решения в части признания права для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, противоречат выводам суда, изложенным в описательно-мотивировочной части, касающейся требований о восстановлении пропущенного срока. Считает, что нахождение К.О. в местах лишения свободы, не может быть признано судом уважительной причиной пропуска срока для постановки на жилищный учет, поскольку постановка на жилищный учет носит заявительный характер, в связи с чем, по достижении возраста 23 лет лицо утрачивает право на предоставление жилого помещения.

В суде апелляционной инстанции К.О. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки, об отложении слушания дела — не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснения К.О., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 абз. 4 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из ч. 3 ст. 3 Закона Брянской области от 29.12.2012 года N 107-З (в ред. от 08.11.2013 года N 85-З) «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» следует, что в отношении детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся или обучающихся в учреждениях, в которых они находятся на полном государственном обеспечении, заявления и документы, о включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, направляются администрацией данного учреждения.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» от 20.11.2013 года следует, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Как следует из материалов дела, К.О. ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Дятьковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ его мать — М.Н.Н. и отец — К.Н.П. были лишены родительских прав.

Постановлением администрации Дятьковского района N от ДД.ММ.ГГГГ его попечителем была назначена его бабушка К.И.П., и он был поставлен на учет в отделе опеки и попечительства Дятьковского района, как оставшийся без попечения родителей. Жилое помещение за К.О. не закреплялось.

Из справки ГБОУ кадетской школы интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.О. в данном учебном заведении находился на полном гособеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ К.О. проходил обучение в ГОУ НПО Профессиональный лицей N 13 г. Фокино.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде 8 лет лишения свободы в ФКУ ИК -1 УФСИН России по Брянской области.

Согласно справке из Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ за N в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о принадлежности К.О. каких-либо объектов недвижимости отсутствуют.

Согласно сообщению ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» Дятьковский филиал г. Дятьково от ДД.ММ.ГГГГ за N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за К.О. объектов недвижимого имущества в Дятьковском районе Брянской области не значится.

Таким образом, из материалов дела следует, что ни орган опеки попечительства, ни ГБОУ кадетская школа интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.», ни ГОУ НПО Профессиональный лицей N 13 г. Фокино не выполнили возложенные на них обязательства о направлении заявления и документов для постановке К.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с чем, К.О. свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал по уважительной причине.

Также, материалами дела подтверждено, что истец относится к категории граждан — дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение за ним ранее закреплено не было, в связи с чем, на него распространяется действие Федерального закона РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 29.02.2012 года).

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у К.О. права на обеспечение жилым помещением.

Однако судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда ввиду неприменения судом закона подлежащего применению.

В силу ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступившего в законную силу с 1 января 2013 года действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и Жилищного кодекса в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Также на момент вынесения решения судом первой инстанции действовал Закон Брянской области от 29.12.2012 года N 107-З (в ред. от 08.11.2013 года N 85-З» «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» согласно ст. 1 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со статьей 8 действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие до указанной даты, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица старше 23 лет, ранее относившиеся к указанным лицам и имевшие право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством Брянской области до 31 декабря 2012 года включительно, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.

Как усматривается из материалов дела жилое помещение К.О. до вынесения решения суда не предоставлялось, более раннего судебного акта относительно прав К.О. на получение жилого помещения по договору найма не имеется, следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением до постановления обжалуемого судебного акта он не реализовал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у К.О. на момент вынесения решения судом первой инстанции также как и на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции имелось право на предоставление ему специализированного жилого помещения по договору найма, в связи с чем решение Дятьковского городского суда в части признания за К.О. права на внеочередное обеспечение жилым помещением в административно-территориальных границах п. Старь Дятьковского района подлежит изменению, с изложением резолютивной части решения в следующей редакции. Признать за К.О. право на обеспечение жилым помещением и обязать администрацию Дятьковского района Брянской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в административно-территориальных границах Дятьковского района, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма принятым в административно-территориальных границах Дятьковского района установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 06 мая 2014 года изменить.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции.

Признать за К.О. право на обеспечение жилым помещением и обязать администрацию Дятьковского района Брянской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в административно-территориальных границах Дятьковского района, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма принятым в административно-территориальных границах Дятьковского района установленном законом порядке.

В остальной части решение Дятьковского городского суда Брянской области от 06 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА

Судьи
областного суда
И.М.ФРОЛОВА
А.В.СОКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *