Поскольку Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации не предусматривает компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан — неполучением пособия по безработице, требования о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве безработного и в социальной выплате удовлетворены частично.

Определение Ленинградского областного суда от 23.04.2014 N 33-1963/2014

Судья Феоктистова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Нестеровой М.В.,

судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.,

при секретаре Ш.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения Ленинградской области «Сланцевский центр занятости населения» на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2014 года по иску Г. к государственному казенному учреждению Ленинградской области «Сланцевский центр занятости населения» о признании незаконными отказа в принятии на учет в качестве безработного и отказе в выплате пособия по безработице, обязании принять на учет, назначении пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

16.01.2014 Г. обратился в Сланцевский городской суд Ленинградской области с иском к ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения».

В обоснование исковых требований указал, что <…> он обратился к ответчику о признании его безработным и получении пособия по безработице. В принятии на учет в качестве безработного ему было отказано ввиду того, что работодатель был ликвидирован, архивная справка о заработной плате не была принята ответчиком. Считал отказ незаконным. Просил признать незаконными отказ в принятии на учет в качестве безработного и отказ в выплате пособия по безработице, обязать ответчика принять его на учет безработных граждан, назначить пособие по безработице с момента принятия на учет, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <…> руб. и понесенные расходы по оплате государственной пошлины.

Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2014 года исковые требования Г. удовлетворены. Судом признан незаконным отказ ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» в постановке Г. на учет в качестве безработного. Суд обязал ГКУ признать Г. безработным с выплатой пособия по безработице с момента постановки на учет, в пользу Г. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере <…> и государственная пошлина в размере <…>.

Ответчик не согласился с законностью и обоснованностью вынесенного решения, просил его отменить, ссылаясь на то, что до представления всех документов, указанных в п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 ответчик не осуществлял действий, связанных с принятием решения о признании или отказе в признании в качестве безработного в отношении Г.; действующим законодательством не допускается принятие решения о признании гражданина безработным без справки о заработной плате; ссылки в решении суда на положения ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, регулирующей размер пособия, считал некорректными. Полагал, что суд неправомерно указал в решении на нарушение конституционных прав Г., поскольку отсутствие регистрации его в качестве безработного не препятствует оказанию государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Г. (телефонограмма от 07.04.2014), ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» (телефонограмма от 07.04.2014) извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы и возражений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что <…> Г. был уволен с должности работника лесничества по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). В период <…> Г. являлся индивидуальным предпринимателем. Прекращение предпринимательской деятельности зарегистрировано <…>.

<…> Г. обратился с заявлением в ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» о предоставлении государственной услуги в поисках подходящей работы и был поставлен <…> на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (регистрационный N).

<…> представлена справка архивного отдела администрации муниципального образования «Сланцевский муниципальный район Ленинградской области», содержащая сведения о том, что в архивном фонде Сланцевского сельского лесхоза — филиала Ленинградского областного государственного учреждения «Ленинградское областное управление лесного хозяйства» по расчетно-платежным ведомостям начисления заработной платы за <…> значится Г. — рабочий Нарвского лесничества, лесничий Ставропольского лесничества. Сведения о заработной плате за сентябрь, октябрь, ноябрь <…>.

Судом первой инстанции установлено, что по истечении 11 дней решение о признании Г. безработным не было принято.

Согласно ответу ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» от <…> центр занятости не располагает всеми документами, определенными п. 2 ст. 3 Закона «О занятости в Российской Федерации», отсутствует справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, следовательно, основания для принятия решения о признании или отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным отсутствуют.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 3, 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, и исходил из того, что представленная Г. архивная справка N о заработке за сентябрь, октябрь, ноябрь <…> в Сланцевском сельском лесхозе не является справкой о среднем заработке. Необходимость представления справки связана с назначением пособия по безработице, и ее отсутствие не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного. Уклонение ответчика от принятия решения о признании Г. безработным с назначением пособия порождает право истца требовать компенсации морального вреда.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В силу абз. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Согласно разъяснению в п. 20 Информационного письма Минтруда России от 05.03.2013 «Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения. Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.

При таких условиях, довод представителя ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» о том, что не допускается принятие архивной справки для целей принятия решения о признании гражданина безработным, противоречит разъяснениям, данным компетентным органом в области социальной защиты от безработицы, и не может быть принят судом.

Принимая во внимание, что справка о заработной плате по последнему месту работы является документом, содержащим сведения о заработной плате (вознаграждении за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплатах и стимулирующих выплатах), получаемой работником у работодателя в связи с выполнением трудовой функции, вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности заработную плату в понятии Трудового кодекса Российской Федерации не получает, а имеет доход (прибыль), то суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 2 ст. 30 и ч. 1 ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 и пришел к выводу, что справку о среднем заработке с последнего места работы в качестве индивидуального предпринимателя истец представить не может.

Вместе с тем вывод суда о том, что представленная архивная справка не является справкой о среднем заработке, не мотивирован.

Справка N содержит реквизиты, сведения о заработной плате за три месяца, предшествующих месяцу увольнения, сведения о количестве отработанных дней, основания указания сведений, подписана уполномоченным лицом, имеет печать.

Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Г. были представлены паспорт, трудовая книжка, свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности, вышеназванная архивная справка о заработной плате в Сланцевском сельском лесхозе за последние три месяца работы от <…>.

Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим.

Иных оснований, кроме непредставления справки о средней заработной плате, возражения и доводы жалобы ответчика не содержат.

Следовательно, центр занятости был не вправе требовать иных документов, и обязан был при наличии архивной справки N N принять решение о признании Г. безработным.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 22 октября 2009 года N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 421-О, от 15 ноября 2007 года N 730-О-О и от 12 апреля 2011 года N 550-О-О).

Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 Закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

При таких условиях суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Г. о признании незаконным отказа ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» в постановке Г. на учет в качестве безработного и обязал ГКУ признать Г. безработным с выплатой пособия по безработице с момента постановки на учет.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения суда является нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм материального или процессуального права.

Судебная коллегия считает, что в части взыскания морального вреда с ГКУ ЛО «Сланцевский центр занятости населения» в пользу Г. судом первой инстанции было допущено нарушение норм материального права.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из смысла и целей Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 статус «безработного» предусматривает не только выплату пособия, но и поиск подходящей работы.

Из материалов дела видно, что Г. принят на учет для целей поиска подходящей работы, доказательств нарушения личного неимущественного права гражданина — конституционного права на труд, материалы дела не содержат.

Также отсутствуют доказательства и нарушения иных личных неимущественных прав Г. в результате бездействия ответчика.

Непосредственно Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 не предусматривает выплату компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан — неполучением пособия по безработице.

При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Г. нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2014 года в части взыскания денежной компенсации морального вреда отменить с вынесением нового решения.

В удовлетворении исковых требований Г. к государственному казенному учреждению Ленинградской области «Сланцевский центр занятости населения» о взыскании денежной компенсации морального вреда — отказать.

В остальной части решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области «Сланцевский центр занятости населения» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *