Исковые требования о возложении обязанности предоставления жилого помещения удовлетворены в части правомерно, поскольку истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После постановки истца на учет в качестве нуждающегося жилое помещение ему не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права, ответчиком совершено не было.

Апелляционное определение Омского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-5118/2014

Председательствующий Шепелина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Кудря Т.Л.,

судей Башкатовой Е.Ю., Будылка А.В.,

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Администрации Большереченского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения на решение Большереченского районного суда Омской области от 22 мая 2014 года об удовлетворении требований в части.

Заслушав доклад судьи Будылка А.В., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась с иском к Администрации Большереченского муниципального района Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, указывая на то, что после смерти отца и лишения родительских прав матери является сиротой с <…>. На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении состоит с <…> по категории «дети-сироты». До настоящего времени жилье ей предоставлено не было. Изменив требования, просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец измененные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Администрация Большереченского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимала. В письменных возражениях Глава муниципального района заявленные требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Дело рассмотрено также в отсутствие иных ответчиков, представивших письменные отзывы о несогласии с иском.

В отзыве Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области пояснило, что принятие решения о предоставлении жилого помещения детям-сиротам в их компетенцию не входит.

Министерство образования Омской области указало, что со стороны ответчиков отсутствуют нарушения прав истца, в связи с чем отсутствуют основания к возложению на ответчиков обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.

Министерство имущественных отношений Омской области в письменном отзыве указало на то, что установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности, и предоставление жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее.

Решением суда Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязаны предоставить Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.

В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить в части возложения на Министерство образования обязанности предоставить истцу жилое помещение. Указывает на то, что представляемым им министерством в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Ссылаясь на постановление Правительства Омской области от 14 мая 2014 года N 98-п, указывает, что Министерство образование является ненадлежащим ответчиком по делу.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области просит решение суда отменить в части возложения на Минстрой обязанности предоставить истцу жилое помещение. Ссылается на отсутствие полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании не явились.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.

Из материалов дела следует, что Б., <…> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Министра образования Омской области от <…> N <…> Б. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым и которые подлежат обеспечению им в соответствии с поименованным выше законом.

По сведениям ГП Омской области «<…>» и Управления <…> по Омской области Б. в числе собственников недвижимого имущества не значится.

Ответчиками не оспаривалось обстоятельство того, что до настоящего времени истцу жилое помещение по соответствующему договору не предоставлено, также не оспаривалось ее право стоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Требование истца удовлетворено судом правильно.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Порядку, в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела, приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.

Соответственно, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Б. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу была обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.

В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области указывает на недоказанность нарушений прав истца, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Включение истца в формируемый Министерством образования Омской области список не свидетельствует о предоставлении ему жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы Министерства образования Омской области о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется. После постановки истца на учет в качестве нуждающегося жилое помещение ему не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было.

Ссылки в жалобах обоих ответчиков на постановление Правительства Омской области от 14 мая 2014 года N 98-п не могут быть приняты во внимание. Данным постановлением внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, в отношении уполномоченных на обеспечение детей-сирот жильем лиц. Между тем, в соответствии с пунктом 7 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 постановления Правительства Омской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Поскольку на момент разрешения спора указанное выше постановление Правительства Омской области N 98-п, направленное на защиту жилищных прав детей-сирот, опубликованное 16 мая 2014 года, не вступило в законную силу, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на всех ответчиков.

При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Большереченского районного суда Омской области от 22 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *