О признании недействующим постановления Губернатора Приморского края от 10.09.1997 N 390 Об утверждении Правил добычи видов диких животных, относящихся к объектам охоты, в научных и культурно — просветительских целях на территории Приморского края.

Решение Приморского краевого суда от 29.05.1998

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

    председательствующего судьи               Кудриной Л. М.      с участием прокурора                      Шуплецовой Л. И.      при секретаре                             Мясниковой И. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия постановления и.о. губернатора края N 390 от 10.09.1997 «Об утверждении Правил добычи видов диких животных, относящихся к объектам охоты в научных и культурно — просветительных целях на территории Приморского края»,

установил:

Постановлением и.о. губернатора края N 390 от 10.09.1997 утверждены «Правила добычи видов диких животных, относящихся к объектам охоты в научных и культурно — просветительных целях на территории Приморского края», которые определяют порядок предоставления разрешений на пользование животным миром в указанных целях.

Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании названного постановления незаконным по тем основаниям, что в соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона РФ «О животном мире» пользование животным миром в научных культурно-просветительных, восстановительных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается по разрешениям соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 67 специально уполномоченным государственным органом является Департамент по охране и региональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, а на местах — управление охотничьего хозяйства. Нормативным документом, регламентирующим данный вопрос, является «Положение о порядке выдачи разрешений на охоту в научных, культурных и хозяйственных целях», утвержденное приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06.07.1961 N 146, которое не отменено. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

Представители администрации Приморского края, не соглашаясь с заявлением прокурора, сослались на то, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире» и Уставом Приморского края.

Представитель управления охотничьего хозяйства по Приморскому краю с заявлением прокурора согласился, пояснив, что администрация края, утверждая Правила добычи видов диких животных, относящихся к объектам охоты в научных и культурно-просветительных целях на территории Приморского края, превысила свои полномочия. Решение данного вопроса на территории Приморского края отнесено к компетенции управления охотничьего хозяйства по Приморскому краю.

Председатель государственного комитета по охране окружающей среды Приморского края заявление прокурора поддержал, пояснив, что комитет при согласовании проекта Правил подпись отозвал, т.к. считает, что администрация Приморского края превысила свои полномочия.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявления подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 72, ст. 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования природными ресурсами.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, является Федеральный закон «О животном мире» от 22.03.1995.

Согласно ч. 2 ст. 44 ФЗ «О животном мире» пользование животным миром в научных, культурно — просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается по разрешениям соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использовании объектов, животного мира и среды их обитания за плату или бесплатно в порядке, установленном ст. 34 Закона.

Специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации согласно постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 67 является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Полномочия и специализация федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания определяются положениями о них.

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.06.1993 N 593 в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод) Российской Федерации, создан департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, который уполномочен осуществлять надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений на добычу охотничьих животных в Российской Федерации.

Главные задачи охотдепартамента определены Положением о департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода РФ, утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 11.10.1994, из которого следует, что охотдепартамент с его территориальными органами — управлениями охотничьего хозяйства администрации краев, областей…, являются специально уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования животного мира на территории Российской Федерации (п. 2, п. 3 Положения).

Приказом Минсельхозпрода России от 22.10.1997 N 438 утверждено типовое Положение об управлении по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов, из которого следует, что управление по охране, воспроизводству и регулированию использования охотничьих ресурсов является специально уполномоченным государственным органом по территории (края, области) в части охраны и регулирования использования охотничьих животных.

Как следует из приведенных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных подзаконных актов, управление охотничьего хозяйства по Приморскому краю является специально уполномоченным государственным органом в области охраны и использования объектов животного мира на территории Приморского края, полномочия которого определены Положением об управлении охотничьего хозяйства по Приморскому краю, утвержденному охотдепартаментом 23.02.1994.

В соответствии с п. 4.2 названного Положения управление разрабатывает и вносит на утверждение в администрацию края правила охоты, научно обоснованные нормативы воспроизводства и эксплуатации охотничьего фонда и контролирует их соблюдение. Данное положение не отменено, является действующим.

То обстоятельство, что Положение об управлении охотничьего хозяйства по Приморскому краю не приведено в соответствие с Типовым положением об управлении по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов от 22.10.1997, не лишает Управление охотничьего хозяйства по Приморскому краю полномочий по выдаче разрешений на пользование животным миром в научных, культурно — просветительных целях как специально уполномоченного государственного органа на территории Приморского края, поскольку Типовым Положением такими полномочиями территориальные управления также наделены (п. 3.4).

Ссылка представителей администрации Приморского края на Устав Приморского края (ст. 30 Устава), представляющий органам государственной власти Приморского края до принятия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральных законов осуществлять по ним собственное правовое регулирование, в том числе по вопросам пользования животным миром в научных, культурно — просветительных целях, является необоснованной, т. к. вопросы охраны и использования животного мира и среды его обитания урегулированы ФЗ «О животном мире».

Доводы представителей администрации Приморского края о том, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению территориальных правил, лимитов, нормативов в области использования животного мира предоставлены ст. 6 ФЗ «О животном мире», суд считает неубедительными, т. к. в соответствии со ст. 44 ФЗ «О животном мире» пользование животным миром в научных, культурно — просветительных и эстетических целях отнесено к компетенции специально уполномоченных государственных органов, к которым органы государственной власти Приморского края не относятся.

Пояснения представителей администрации Приморского края о том, что ст. 13 ФЗ «О животном мире», определяющая основные функции специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, не содержит полномочий по установлению правил в области использования объектов животного мира, суд также считает необоснованными, т.к. в соответствии с этой нормой Федерального закона к одной из функций уполномоченных государственных органов по охране и контролю использования объектов животного мира и среды его обитания отнесено нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Понятие нормирования в области использования и охраны животного мира и среды его обитания содержится в ст. 17 ФЗ «О животном мире», в соответствии с которой нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания… заключается в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Кроме того, по делу установлено, что у администрации Приморского края не было необходимости в принятии оспариваемого постановления, поскольку имеется действующее Положение о порядке выдачи разрешений на охрану в научных, культурных и хозяйственных целях, утвержденное приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06.07.1961 N 146.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 14, 197, 203 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать незаконным постановление и.о. губернатора края N 390 от 10.09.1997 «Об утверждении Правил добычи видов диких животных, относящихся к объектам охоты в научных и культурно-просветительных целях на территории Приморского края» с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Приморский краевой суд.

Председательствующий
Л.М.КУДРИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *