Иск о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов удовлетворен правомерно, поскольку обязанность по организации и финансированию мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов населения лежит на ответчике, неисполнение законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Определение Приморского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-7414


Судья: Синицын К.В.


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.

судей Дегтяревой Л.Б., Корчагиной П.А.

при секретаре К.

с участием прокурора Нишоновой Ф.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <адрес>, третье лицо Департамент ... Приморского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по апелляционной жалобе администрации <адрес> на решение Ленинского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковое заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено. На ... г. Владивостока возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в <адрес> в районе <адрес>, в районе <адрес>), в границах береговой полосы реки <адрес> в течение ... дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Дегтяревой Л.Б., выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия,


установила:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском, в обоснование указал, что по факту нарушений требований природоохранного законодательства совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что около жилого <адрес> обнажены два навала твердых бытовых отходов, в границах береговой <адрес> <адрес>) в <адрес> располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Захламление территории произведено различными видами отходов: пластик, полиэтилен, пищевые отходы. Общая территория свалки составляет 20 кв. м. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Обязанность по организации и финансированию мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, возложена на администрацию <адрес>. Администрация <адрес> нарушает требования федерального законодательства, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор просил обязать администрацию <адрес> организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированных свалок расположенных в районе <адрес>, в районе <адрес>), <адрес>

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в судебном заседании иск поддержал.

Судом постановлено решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

По делу установлено, что в результате проверки проведенной Природоохранной межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, установлено, что в районе <адрес> находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, о чем составлены акты осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 13 "Об отходах производства и потребления" от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ, ст. 11, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ, ст. ст. 2, 8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ, ст. 14 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. ст. 15, 86 Бюджетного кодекса РФ, пришел к выводу, что обязанность по организации и финансированию мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов населения на территории <адрес> лежит на администрации <адрес>, неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, находит его законным и обоснованным.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

В силу ст. ст. 4, 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 5 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> отнесено, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах <адрес>; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории <адрес>.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ненадлежащем осуществлении администрацией <адрес> полномочий по вопросу местного значения, что влечет нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Возложив на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, установил в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации <адрес> о том, что прокурором в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не доказано, что администрацией <адрес> нарушены требования санитарно - эпидемиологического законодательства, не представлено доказательств, что несанкционированные свалки были образованы в результате деятельности администрации <адрес>, отмену обжалуемого решения не влекут.

В силу положений ст. 3 "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления, неисполнение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок является основанием для возложения этой обязанности на администрацию городского округа решением суда.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, действующим законодательством прямо предусмотрена ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства.

Доводы жалобы о том, что осуществление мероприятий по охране водных объектов и предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод в силу ст. 55 Водного кодекса относится к функциям собственников водных ресурсов, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в районе водных объектов должна быть возложена на органы государственной власти <адрес> - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, судебной коллегией отклоняются.

В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N -ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Земельные участки в районе береговой полосы реки вторая речка, перекресток в районе <адрес> на которых расположены бытовые отходы, относится к территории <адрес>, являются собственностью муниципального образования, на которое законом возложена прямая обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов на всей территории муниципального образования.

С учетом изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Ленинского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации <адрес> - без удовлетворения.