Иск о возложении обязанности принять меры к безаварийному проведению отопительного сезона удовлетворен в части требований правомерно, так как факт нарушений технической эксплуатации котельных подтвержден материалами дела.

Определение Приморского краевого суда от 27.08.2014 по делу N 33-7512


Судья: Степанова Е.А.


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лозенко И.А.,

судей Павлуцкой С.В., Марченко О.С.,

с участием прокурора Бабич А.Е.,

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Большой Камень к ОАО "РЭУ", Министерству обороны РФ о возложении обязанности принять меры к безаварийному проведению отопительного сезона

по апелляционной жалобе Министерство обороны РФ

на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 марта, которым исковые требования удовлетворены частично.

На Министерство обороны РФ - возложена обязанность: на котельных: N 57 военного городка N п<адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с. <адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; N 793 военного городка N п<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N п. <адрес>; N 5 военного городка N п<адрес>, - установить положенное количество предохранительных клапанов на котлах в соответствии с требованиями п. 5.2.1 ПУ и БЭ ПК и ВК не выше 115 С.

В котельных: N 57 военного городка N п. <адрес>; N 331 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 4 военного городка N городской округ ЗАТО Большой Камень Приморского края; N военного городка N с<адрес>; N 62 военного городка N с. <адрес>; N 756, 793 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п. <адрес>; N 176 военного городка N п. <адрес>; N 54 военного городка N п. <адрес> - установить автоматическую подпитку системы отопления, аварийную сигнализацию котлов по предельным значениям давления и температуры в соответствии с требованиями п. 5.1.8 ПТЭТЭ и п. 5.8 ПУ и БЭ ПК и ВК не выше 115С; установить газоанализаторы окиси углерода в соответствии с требованиями РД 12-341-00.

Произвести замену (ремонт) участков тепловых сетей в соответствии с требованиями п. 6.2.25 ПТЭТЭ в следующих военных городках: <адрес>, в/г N, котельная N 4-400 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 331-200 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 57 - ТС 3050 п. м, ГВС 2540 п. м; <адрес>, в/г N 10, котельная N 188-760 п. м.

Оснастить котельные N 57 военного городка N ... п. <адрес>; N 331 военного городка N ... п<адрес>; N 4 военного городка N ... городской округ ...; N 43 военного городка N с. <адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; N 756, 793 военного городка N п<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N ... п<адрес>; N 5 военного городка N ... п. <адрес> приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" возложена обязанность на котельные: N 331 военного городка N ... п.г.т. <адрес>; N 4 военного городка N ... городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с<адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; - оформить проекты (технологические схемы) котельных в соответствии с требованиями п. 2.4.3 ПТЭТЭ.

На котельных: N 57 военного городка N п ....; N 331 военного городка N п<адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с. <адрес>; N 62 военного г годка N с. <адрес>; N 756, 793 военного городка N п<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N 9 п. <адрес>; N 5 военного городка N ... п. <адрес> - провести технические освидетельствования (диагностику) зданий котельных и дымовых труб в соответствии с требованиями п. 3.3.9., п. 3.3.14 ПТЭТЭ.

Оформить разрешения Гостехнадзора на допуск в эксплуатацию водогрейных котлов: "УКВр-0,4" - 2 шт., смонтированного в 2011 г. на котельной N 176, в/г. N <адрес>; "Универсал- 6" - 1 шт., смонтированного в 2013 г. на котельной N 193, в/г. N п<адрес>; КТВс-0,42"- 1 шт., смонтированного в 2013 г. на котельной N 57, в/г. N <адрес>, - в соответствии с требованиями п. 2.4.2 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (ПТЭТЭ).

Зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов котельную N 756 (баня), в/г N, а также паровой котел Е-1,0-0,9РЗ, с давлением пара до 8 кг/см2, в органах Гостехнадзора России до пуска в работу в соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от 24.11.98 N 1371 и п. 10.1.1, 10.1.2 ПБ 10-574-03.В остальной части требований прокурору отказано.

Заслушав доклад судьи Павлуцкой С.В., выслушав прокурора, судебная коллегия


установила:

Военный прокурор гарнизона Большой Камень обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что совместно с Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка готовности к отопительному сезону 2013-2014 г.г. котельных, находящихся на обслуживании в филиале "Приморский" ОАО "РЭУ" и обеспечивающих теплом и горячим водоснабжением казарменно-жилищный фонд военных городков. В ходе проверки выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПУ и БЭ ПК и ВК), ст. 2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что котельные не готовы к отопительному сезону в полном объеме. Прокурор с учетом уточненных исковых требований просил возложить на ОАО "РЭУ" обязанность выполнить следующие мероприятия:

на котельных: N 57 военного городка N п<адрес>; N 331 военного городка N п<адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; котельная N 43 военного городка N с<адрес>; N 62 военного городка N с<адрес> края; N 756, 793 военного городка N п.г<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N п<адрес>; N 5 военного городка N п. <адрес> - провести технические освидетельствования (диагностика) зданий котельных и дымовых труб в соответствии с требованиями п. 3.3.9, п. 3.3.14 ПТЭТЭ.

Оформить разрешения Гостехнадзора на допуск в эксплуатацию водогрейных котлов: "УКВр-0,4" - 2 шт., смонтированного в 2011 г. на котельной N 176, в/г. N п<адрес>; "Универсал- 6" - 1 шт. смонтированного в 2013 г. на котельной N 193, в/г. N п<адрес>; "КТВс-0,42"- 1 шт., смонтированного в 2013 г. на котельной N 57, в/г. N ... п<адрес>, - в соответствии с требованиями п. 2.4.2 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (ПТЭТЭ).

Зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов котельную N 756 (баня), в/г N, а также паровой котел Е-1,0-0,9РЗ, с давлением пара до 8 кг/см2, в органах Гостехнадзора России до пуска в работу в соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от 24.11.98 N 1371 и п. 10.1.1, 10.1.2. ПБ 10-574-03.

Аттестовать машинистов котлов в комиссиях с участием инспектора Ростехнадзора, в соответствии с требованиями РД 03-20-2007 за исключением машинистов котлов котельной N 756.

На Министерство обороны РФ возложить обязанность выполнить следующие работы:

на котельных: N 57 военного городка N 47 п.<адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с. <адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; N 793 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 99 военного городка N п.<адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N п<адрес>; N 5 военного городка N п. <адрес>, - установить положенное количество предохранительных клапанов на котлах в соответствии с требованиями п. 5.2.1 ПУ и БЭ ПК и ВК не выше 115 С.

В котельных: N 57 военного городка N ... п<адрес>; N 331 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с<адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; N 756, 793 военного городка N п<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п. <адрес>; N 176 военного городка N п<адрес>; N 54 военного городка N <адрес>, - установить автоматическую подпитку системы отопления, аварийную сигнализацию котлов по предельным значениям давления и температуры в соответствии с требованиями п. 5.1.8 ПТЭТЭ не выше 115С; установить газоанализаторы окиси углерода в соответствии с требованиями РД 12-341-00.

Произвести замену (ремонт) участков тепловых сетей в соответствии с требованиями п. 6.2.25 ПТЭТЭ в следующих военных городках: <адрес>, в/г N, котельная N 4-400 п. м; п<адрес>, в/г N, котельная N 331-200 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 57 - ТС 3050 п. м, ГВС 2540 п. м; <адрес>, в/г N котельная N 188-760 п. м.

Оснастить котельные N 57 военного городка N п. <адрес>; N 331 военного городка N п<адрес>; N 4 военного городка N городской округ ...; N 43 военного городка N с. <адрес>; N 62 военного городка N с ....; N 756, 793 военного городка N ... п.г<адрес>; N 99 военного городка N п.г.т. <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N ... п. <адрес>; N 5 военного городка N ... п. <адрес> приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.

Представители ответчика ОАО "РЭУ" с требованиями не согласились, представили письменный отзыв, указав, что филиал ОАО "РЭУ" оказывает услуги теплоснабжения объектов Министерства обороны РФ, монтажом и реконструкцией котельных ОАО "РЭУ" не занимается.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласился представитель Министерства обороны РФ, им подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает, что обязанность по капитальному ремонту котельных должна быть возложена на ОАО "РЭУ". Результаты проверки, проведенной в отсутствие представителя собственника имущества - Министерства обороны РФ, не могли быть признаны судом допустимым доказательством по делу. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2011 N 1529-р единственным исполнителем подрядных работ по проектированию, строительству и реконструкции (капитальному ремонту) объектов специального назначения Минобороны РФ определен Спецстрой России и входящие в его состав воинские формирования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против доводов жалобы. Представители ответчиков ОАО "РЭУ" и Министерства обороны РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу.

Судебная коллегия, выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, не находит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

В соответствии с ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок технической эксплуатации котельных должен осуществляться с соблюдением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 88, Инструкции по контролю за содержанием окиси углерода в котельных, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.02.2000 N 1.

Судом установлено, что на котлах в котельных N 57 военного городка NN п<адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка NN с. <адрес>; N 62 военного городка N с<адрес>; N 793 военного городка N п<адрес>; N 99 военного городка N <адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N <адрес>; N 5 военного городка N <адрес>, отсутствует положенное количество предохранительных клапанов на котлах.

В котельных: N 57 военного городка N п<адрес>; N 331 военного городка N <адрес>; N 4 военного городка N городской округ <адрес>; N 43 военного городка N с<адрес>; N 62 военного городка N <адрес>; N 756, 793 военного городка N <адрес>; N 99 военного городка N п<адрес>; N 188, 193, 198 военного городка N п<адрес>; N 176 военного городка N <адрес>; N 5 военного городка N <адрес> нет автоматической подпитки системы отопления, аварийной сигнализации котлов по предельным значениям давления и температуры, газоанализаторов окиси углерода, котельные не оснащены приборами учета тепловой энергии.

Тепловые сети трубопроводов эксплуатируются более 20 лет, их гидравлические испытания не проводились, тепловые сети находятся в неудовлетворительном техническом состоянии в военных городках: <адрес>, в/г N, котельная N 4-400 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 331-200 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 57 - ТС 3050 п. м, ГВС 2540 п. м; <адрес>, в/г N, котельная N 188-760 п. м.

При таких обстоятельствах, с учетом выявленных нарушений технической эксплуатации котельных, ставящих под угрозу безаварийное теплоснабжение военных городков в отопительный период, суд правомерно пришел к выводу, что на вышеуказанных котельных надлежит установить недостающее оборудование, а также произвести ремонт тепловых сетей.

Судебная коллегия признает данные выводы суда правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Факт нарушений технической эксплуатации котельных подтвержден Актом по контролю готовности объектов теплового хозяйства, находящихся на территории войсковых частей и учреждений МО РФ, от ДД.ММ.ГГ, а также справкой N от ДД.ММ.ГГ, составленной Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указанным доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 56, 67 ГПК РФ, свои доказательства, опровергающие выявленные прокуратурой и представителями Ростехнадзора нарушения, ответчиком - Министерством обороны РФ не представлены. Доводы жалобы о том, что Акт проверки составлен в отсутствие представителя собственника имущества противоречит содержанию данного акта, согласно которому проверка проводилась в присутствии уполномоченных лиц филиала "Приморский" ОАО "РЭУ", на которое в силу контракта возложена обязанность по обслуживанию теплом и горячим водоснабжением казарменно-жилищный фонд военных городков.

Также судебная коллегия не может признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком в оспариваемой им части решения.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением Правительства РФ 643-р от 15 апреля 2011 г. ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

01.11.2012 г. между Министерством обороны РФ и ОАО "РЭУ" был заключен государственный контракт N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций со сроком действия до 30.08.2015 г.

В соответствии с данным контрактом исполнитель обязан обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении сетей и оборудования системы теплоснабжения.

Между ОАО "РЭУ" и 608, 1983 отделениями Морской Инженерной Службы Минобороны РФ ДД.ММ.ГГ заключены договоры безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны РФ, закрепленными на праве оперативного управления за отделениями, в соответствии с которыми ОАО "РЭУ" были переданы котельные, в том числе указанные в иске, и наружные теплосети.

Согласно п. 3.3 названного договора реконструкция и капитальный ремонт котельных, тепловых сетей осуществляется ОАО "РЭУ" в соответствии с программами реконструкции, капитального ремонта теплогенерирующего оборудования Минобороны РФ. Проведение (в т.ч. финансирование) капитального ремонта, реконструкция имущества не входит в обязанности ОАО "РЭУ" и осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны РФ.

Таким образом, судом первой инстанции правильно возложена обязанность по техническому оснащению котельных требуемым оборудованием на собственника данного имущества - Министерство обороны РФ.

Ссылки апелляционной жалобы на то, что Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2011 N 1529-р единственным исполнителем выполнения работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов специального назначения Минобороны России определен Спецстрой России, не свидетельствуют о незаконности принятого по делу решения. Названным Распоряжением Правительства РФ урегулированы вопросы порядка исполнения капитального ремонта в соответствии с пунктом 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что не снимает с Министерства обороны РФ, как собственника имущества, обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.