В соответствии с ФЗ Об основах государственной службы и Законом Псковской области О муниципальной службе в Псковской области помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственных служащих может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения служащим предельного возраста.

Определение Псковского областного суда от 02.10.1997 N 33-730


Б. работал главным инженером - инспектором гостехнадзора в Управлении сельского хозяйства Себежского района.

Приказом N 14-Д от 03.07.97 он был уволен в отставку на основании ст. 40 Закона "О муниципальной службе в Псковской области" в связи с достижением предельного возраста для нахождения на должности муниципальной службы.

Поскольку указанное основание его увольнения не предусмотрено трудовым законодательством, Б. обратился в суд с иском к Управлению сельского хозяйства Себежского района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении причиненного незаконным увольнением морального вреда.

Представители ответчика иск не признали.

Судом постановлено решение, которым истец восстановлен на работе в районном управлении сельского хозяйства в качестве главного специалиста - главного государственного инженера Гостехнадзора.

В кассационной жалобе начальник Управления сельского хозяйства Себежского района просит отменить решение как необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворив требования Б. о восстановлении на работе, суд I инстанции исходил из того, что ст. 33 КЗоТ РСФСР не предусматривает расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации с работником, достигшим пенсионного возраста. Кроме того, по мнению суда, Закон "О муниципальной службе в Псковской области", на основании которого произведено увольнение истца, противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Однако с такой позицией суда судебная коллегия согласиться не может.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", принятого Государственной Думой 05.07.95, на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 25 вышеназванного Закона, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы установлен в 60 лет.

Аналогичные положения содержатся и в Законе "О муниципальной службе в Псковской области", принятом 27.12.96 областным Собранием депутатов.

С порядком прохождения муниципальной службы и основаниями ее прекращения, предусмотренными указанным Законом, Б. был ознакомлен при переводе на муниципальную должность муниципальной службы.

В настоящее время истец достиг предельного возраста для нахождения на должности муниципальной службы - ему исполнилось 63 года.

Статья 40 Закона "О муниципальной службе в Псковской области" допускает однократное продление не более чем на один год нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста.

Однако вынесение решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе является правом, а не обязанностью руководителя соответствующего органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах увольнение Б. с муниципальной службы является обоснованным.

Поэтому постановленное по делу решение нельзя признать правильным, и оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов, но судом неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.