Исковые требования о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на поквартирный учет и об обязании включить истицу в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, удовлетворены правомерно, так как установлено, что ответчиком не исполнены обязательства о постановке истицы на учет.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 12.08.2014 N 33-10839/2014

Судья: Потоцкая О.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Славгородской Е.Н.,

судей Тхагапсовой Е.А., Хаянян Т.А.,

при секретаре О.А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагапсовой Е.А. дело по апелляционной жалобе Министерства общего и профессионального образования Ростовской области на решение Тарасовского районного суда Ростовской области от 19 мая 2014 года,

установила:

Г.М.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Тарасовского района Ростовской области о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на поквартирный учет и об обязании включить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в семье (ФИО)1, которая являлась в отношении нее и двух других детей матерью-одиночкой. Отчество отца в свидетельство о рождении внесено со слов матери. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решением Каменского районного суда Ростовской области (ФИО)1 была лишена родительских прав. В соответствии с постановлением главы администрации Тарасовского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над Г.М.Ю. установлена опека, которая была прекращена ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, а истица направлена в реабилитационный центр АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где пробыла до марта 2006 года. В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА она находилась в Государственном казенном образовательном учреждении Ростовской области для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей — детском доме х. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год она обучалась в Федеральном государственном образовательном учреждении СПО «Пухляковский Агропромышленный техникум», который не окончила в связи с рождением дочери (ФИО)9 После рождения ребенка истец стала проживать на съемной квартире в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В 2013 году она узнала, что тем лицам, которые являются сиротами, положено льготное жилье. О таком праве ранее она не знала.

В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Г.М.Ю. обратилась в отдел образования Тарасовского района, где ей выдали копию Постановления главы администрации Тарасовского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. которым было постановлено зарегистрировать ее в льготной очереди для предоставления жилья. Контроль за его исполнением был возложен на заведующего районным отделом образования.

В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, собрав все необходимые документы, Г.М.Ю. обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства, но в постановке на жилищный учет ей было отказано в связи с достижением возраста 24 лет.

С учетом уточненных исковых требований, Г.М.Ю. просила суд восстановить срок для подачи заявления о постановке на поквартирный учет и обязать администрацию Тарасовского района Ростовской области включить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Определением суда от 24.04.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, отдел образования администрации Тарасовского района Ростовской области, Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детский дом х. Ерофеевка Тарасовского района ФГОУ СПО «Пухляковский Агропромышленный техникум».

Решением Тарасовского районного суда Ростовской области от 19 мая 2014 года исковые требования Г.М.Ю. удовлетворены. Суд постановил обязать администрацию Тарасовского района Ростовской области включить Г.М.Ю. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Не согласившись с решением суда, третье лицо — Министерство общего и профессионального образования Ростовской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске Г.М.Ю.

Апеллянт считает, что принятое решение является незаконным и необоснованным, поскольку при рассмотрении дела судом не были надлежащим образом оценены имеющиеся в деле доказательства.

Кроме того, ссылаясь на положения ст. ст. 7, 38, 39 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Положение «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. N 539, апеллянт утверждает, что вышеуказанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспеченных жильем.

В силу пункта 3 вышеназванного Положения, основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органа опеки и попечительства муниципального образования о предоставлении жилого помещения на имя главы администрации муниципального образования.

Таким образом, по мнению апеллянта, по смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С достижением возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку Г.М.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, достигла совершеннолетия в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с этого момента она должна была самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган для постановки на поквартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако истец с момента ее совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет, в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением не обращалась.

Также апеллянт обращает внимание, что в качестве основания для восстановления срока для постановки на учет Г.М.Ю. судом указано на отсутствие доказательств надлежащего исполнения компетентными органами обязанностей по защите ее прав, при этом речь идет о том периоде, когда она была несовершеннолетней. Однако вопрос об установлении уважительности причин того, что лицо после достижения несовершеннолетия до 23 лет не предприняло попытки самостоятельно встать на учет, судом не исследовался.

На основании изложенного апеллянт полагает, что оснований для применения положений ст. 112 ГПК РФ и удовлетворения исковых требований Г.М.Ю. не имеется, а принятое решение является незаконным и подлежащим отмене.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Т. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение Г.М.Ю., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании материалов дела установлено, что Г.М.Ю. являлась лицом из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал на то, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вместе с тем, вывод суда о возможности восстановления истцу срока подачи заявления о постановке на квартирный учет, судебная коллегия полагает обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта два настоящей статьи, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 3 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело.

Из материалов дела следует, что Г.М.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, родилась в семье матери-одиночки (ФИО)1 Решением Каменского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мать истца (ФИО)1 лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе Г.М.Ю. В соответствии с постановлением Главы администрации Тарасовского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетними (ФИО)13 (ФИО)14 (ФИО)3 установлена опека, опекуном назначена (ФИО)2. Постановлением главы администрации Тарасовского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.11.2005 г. установленная ранее опека отменена.

Постановлением Главы администрации Тарасовского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.03.2006 г. истец была направлена в учреждение господдержки с указанием о регистрации ее в льготной очереди для предоставления жилья несовершеннолетним, в связи с отсутствием у нее закрепленного жилья по месту жительства родителей. Контроль за исполнением постановления был возложен на заведующего районным отделом образования администрации Тарасовского района Ростовской области (ФИО)11.

Согласно представленным доказательствам, Г.М.Ю. в настоящее время собственного жилья не имеет, снимает жилое помещение по договору найма, зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Таким образом, установлено, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Тарасовский районный отдел образования не исполнил требование указанного постановления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. При этом из пояснений истца следует, что копия постановления ей не вручалась, в районный отдел образования ее не приглашали, ее права не разъяснили.

В соответствии с ч. ч. 1 — 3, 9 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 года N 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 15 Областного закона, формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования, который формирует список по дате поступления указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 15 Областного закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о не исполнении органом опеки и попечительства администрации Тарасовского района Ростовской области постановления главы администрации Тарасовского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о постановке Г.М.Ю. на учет, а также в не уведомлении ее надлежащим образом о необходимости с 18 до 23 лет обратиться в администрацию для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Доказательств того, что ответчиком истец была зарегистрирована в льготной очереди для предоставления жилья не имеется.

Кроме того, в деле отсутствуют доказательства надлежащего разъяснения Г.М.Ю. ее права на жилье как со стороны Ерофеевского детского дома, так и Пухляковского техникума, что, в свою очередь, привело к тому, что истец своевременно не воспользовалась своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством.

При таких обстоятельствах, отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что указанный законодателем возраст от 18 до 23 лет является необходимым условием, порождающим право лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем, на льготы, установленные законом, судебная коллегия принимает во внимание фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении ответчиком прав Г.М.Ю. в связи с неисполнением требований постановления о регистрации ее в льготной очереди для предоставления жилья и не разъяснением права на получение данного жилья, в связи с чем, считает, что срок для обращения с заявлением о постановке на поквартирный учет по категории «дети-сироты» был пропущен истцом по уважительной причине. Установленные обстоятельства ответчиком надлежащим образом не опровергнуты.

Кроме того, судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Г.М.Ю. знала о своем праве на обеспечение жилым помещением, поскольку данное утверждение апеллянта материалами дела не подтверждено. При этом истец указывала, что лишь в 2013 году ей стало известно о праве встать на учет на получение жилья, вследствие чего она и обратилась в орган опеки и попечительство Тарасовского района Ростовской области за соответствующими разъяснениями.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, на основании чего, апелляционная жалоба Министерства общего и профессионального образования Ростовской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тарасовского районного суда Ростовской области от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *