Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-8213/2014

Судья Батманова И.А.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Желтышевой А.И.

судей Бочкова Л.Б., Маркина А.В.

с участием прокурора Пискаревой И.В.

при секретаре Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Челно-Вершинского района в интересах Ч.А. к администрации м. р. Челно-Вершинский Самарской области, Министерства строительства Самарской области об обязании предоставить жилое помещение

по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17.06.2014 г., которым постановлено:

«Иск прокурора Челно-Вершинского района Самарской области к администрации м. р. Челно-Вершинский Самарской области, Министерства строительства Самарской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, Министерство строительства Самарской области предоставить Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ.. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее санитарным и техническим требованиям в муниципальном образовании Челно-Вершинский район»

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Министерства строительства Самарской области Т., заключение прокурора Пискаревой И.В.,

установила:

Прокурор Челно-Вершинского района в интересах Ч.А. обратился в суд с иском к администрации Челно-Вершинского р. Самарской области, Министерству Строительства Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком нарушается законодательство в сфере обеспечения жильем детей-сирот. В частности, Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ., является сиротой, состоит на соответствующем учете в администрации Челно-Вершинского района. По достижении совершеннолетнего возраста не был обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о том, что администрация Челно-Вершинского района не предприняла достаточных мер для реализации его права на получение такого жилого помещения.

Просит обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального района Челно-Вершинский, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как постановленное при неправильном применении норм процессуального права, полагая, что обязанность по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем возложение такой обязанности на них является незаконным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Самарской области Т. доводы жалобы поддержала.

Ч.А., администрация муниципального района Челно-Вершинский в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение оставить без изменений, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Установлено, что решением Пестравского районного суда Самарской области от 11.04.2001 г. Ч.Т., ДД.ММ.ГГГГ., лишена родительских прав в отношении Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце в запись акта о рождении Ч.А. внесены на основании заявления матери.

Постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 30.12.2013 г. N Ч.А. поставлен на регистрационный учет лиц, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья.

18 лет истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ г., однако до настоящего времени Ч.А. каким-либо жилым помещением не обеспечен, правом пользования или собственности в отношении какого-либо жилого помещения не обладает.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, ст. 8 федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В обеспечение реализации указанными лицами права на получение жилого помещения Законом Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» разработан соответствующий порядок, в соответствии с которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению и контролю списков лиц, имеющих право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По достижении указанными лицами возраста 14 лет они должны быть включены в данные списки, которые составляются органами местного самоуправления ежеквартально представляются в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, которые в свою очередь ежеквартально формирует и утверждает сводный список.

На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале.

И по достижении указанными лицами 18 лет либо по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях органы местного самоуправления в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. ст. 3, 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области», обязаны обеспечить упомянутых лиц жилыми помещениями в специализированном жилищном фонде.

Поскольку по достижении Ч.А. 18 лет ответчик своей обязанности по обеспечению его жилым помещением не исполнил, в том числе и из-за не предоставления соответствующих субвенций в муниципальный бюджет Министерством строительства Самарской области, суд правомерно такую обязанность возложил на обоих ответчиков по решению суда.

Доводы жалобы о том, что Законом Самарской области N 135-ГД обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц возложена на органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в связи с чем, возложение такой обязанности на Министерство строительства Самарской области является необоснованным, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Согласно ст. 11 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется министерством строительства Самарской области.

Соответственно возложение обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возможно, в том числе, и на Министерство строительства Самарской области в пределах его полномочий.

Кроме того, согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение безотлагательно после вступления его в законную силу.

Порядок и сроки его исполнения определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Министерство строительства Самарской области не лишено права в рамках исполнительного производства обратиться с заявлением об изменения порядка исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17.06.2014 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *