Если военнослужащий на момент увольнения в запас по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилых помещений. Данные обстоятельства не препятствуют реализации права на обеспечение

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.06.2014 по делу N 33-7778/2014

Судья Кайгородова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Лимоновой Л.Ф.,

судей Деменевой Л.С. и Семерневой Е.С.

при секретаре Пиратинской М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17.06.2014 гражданское дело по иску А.С.В. к федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06.02.2014.

Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия

установила:

А.С.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 19.04.2013 N 2/299 об отказе в принятии А.С.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства, на состав семьи два человека; о понуждении ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» признать А.С.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт-Петербург, на состав семьи из двух человек: себя и сына.

В обоснование иска указал, что решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 19.04.2013 N 2/199 ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью истца жилым помещением по месту службы по установленным законом нормам, и в связи с тем, что сын истца А.А.С. достиг возраста 18 лет, инвалидом не является, в образовательном учреждении не обучается, совместно с истцом не проживает, поэтому не может являться членом семьи военнослужащего и претендовать на предоставляемые военнослужащим гарантии. Истец полагал данное решение незаконным, противоречащим п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и не соответствующим положениям ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» — Б.М.И. просил суд в иске отказать, поскольку А.С.В. и члены его семьи (в т.ч. и бывшие) обеспечены жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, расположенным по адресу: <…>. На каждого члена семьи приходится по 16,05 кв. м (64,2 : 4 = 16,05 кв. м). Сын истца — А.А.С. в силу положений п. 5, ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не относится к категории членов семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы), на которых распространяются социальные гарантии, установленные ст. ст. 15, 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку проживает отдельно от нанимателя, а именно, в с. Каратузское, Красноярского края, где работает в МБУ «Районный ресурсный центр» в должности инженера.

Истец А.С.В. надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06.02.2014 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С данным решением не согласился А.С.В. подал апелляционную жалобу, в которой указывает на не применение судом закона, подлежащего применению, а именно ст. ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ч. 1 ст. 51, ст. 68, 71 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что действующее законодательство не исключает возможность обеспечения жильем на общих основаниях, то есть в период службы, а затем, непосредственно, перед увольнением и с учетом выраженного желания по избранному месту жительства. Указывает, что сын А.А.С. является членом его семьи, поскольку они в настоящее время проживают вместе, имеют общий бюджет, от прав и обязанностей по договору социального найма в квартире по адресу: <…> не отказываются, поскольку в силу ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временно отсутствуют в указанном жилом помещении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Б.М.И. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Истец А.С.В. в суд апелляционной инстанции не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил и поскольку в материалах дела имеются доказательства его заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции путем направления извещения от 22.05.2014, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Обеспечение военнослужащих жильем, в том числе по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, гарантировано государством.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при желании военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых, в том числе, по состоянию здоровья, получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного закона.

Военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Отказывая в удовлетворении заявления истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку истец обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы, то основания для постановки А.С.В. на учет нуждающегося в предоставлении жилья у ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» отсутствовали. Суд указал в решении, что сын истца — А.А.С. не может быть признан членом семьи А.С.В. поскольку проживает отдельно, не ведет с истцом общего хозяйства, не имеет с ним общего бюджета.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, основанными на всестороннем исследовании доказательств по делу, их надлежащей оценке в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусмотрено, что военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1. настоящего Федерального закона.

Военнослужащие — граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что истец проходил военную службу в войсковой части 29517 и был уволен с военной службы <…> приказом Министра обороны Российской Федерации N, исключен из списков личного состава части <…>, на момент увольнения срок службы истца в календарном исчислении составил 25 лет 01 месяц.

На жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не состоит.

В период военной службы истцу и членам его семьи было предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью 64,2 кв. м, расположенной по адресу: ЗАТО Сибирский, <…>. Как следует из договора социального найма от <…> N, совместно с А.С.В. в жилое помещение вселены жена А.И.Б. дочь А.Е.С. сын А.А.С.

Таким образом, поскольку на момент увольнения в запас истец по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, по избранному месту жительства и не состоял в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилых помещений.

Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось. Истцом не представлено доказательств того, что он в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Судебная коллегия полагает решение является правильным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующего спорное правоотношение, а доводы апелляционной жалобы о том, что суд не применил нормы материального права, подлежащие применению по данному делу, несостоятельными, поскольку основаны на субъективном, ошибочном толковании правовых норм самим заявителем жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА

Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
Е.С.СЕМЕРНЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *