Иск о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и об обязании заключить указанный договор удовлетворен правомерно, поскольку недостаточность денежных средств не может считаться основанием для лишения гражданина предусмотренного федеральным законом права на получение социальной выплаты.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 11.03.2014 по делу N 33-936/2014

Судья Джалалов Д.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Алиевой Э.З.

судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Министерству здравоохранения РД об обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и взыскании судебных расходов по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 27 ноября 2013 года, которым постановлено:

«Иск А. удовлетворить.

Признать отказ Министерства здравоохранения РД в заключении с А. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с А. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.

Взыскать в пользу А. с Министерства здравоохранения РД судебные расходы в размере <.> рублей».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя Минздрава Республики Дагестан по доверенности Б., просившей отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, возражения истца и ее представителя — адвоката Никматова А.А., просивших оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РД, в котором просит обязать Министерство здравоохранения РД заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.

Свои требования она мотивировала тем, что после дипломного образования по специальности «педиатрия» на базе «Детской Тушинской больницы N <.>» г. Москвы, в сентябре 2011 года пройдя интернатуру, приехала в сел. Коркмаскала, <дата> с ней заключен трудовой договор, согласно которому она принята на работу в качестве врача педиатра стационара.

С 2012 года осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет прибывших в 2011 — 2012 годах после окончания ВУЗа на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан 05 октября 2012 года, рассмотрев ее документы на получение единовременных компенсационных выплат, отказалось заключить с ней договор «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» по причине несоответствия количества поступивших заявок объему оставшихся средств, выделенных на указанные цели.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности В. просит отменить решение суда по следующим основаниям.

В 2012 году на территории Республики Дагестан, согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с Министерством здравоохранения Республики Дагестан договор.

Предметом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан, является предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.

Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2011 — 2012 годах осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан на 2012 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2329-р были запланированы финансовые средства в сумме <.> рублей.

Выделенные финансовые средства — <.> рублей освоены в полном объеме.

Министерством здравоохранения Республики Дагестан рационально и по целевому назначению освоена вся сумма финансовых средств, выделенная республике на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году.

Кроме того, статья 8 Закона Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусматривающая особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, не предусматривает направление бюджетных ассигнований разделу «Здравоохранение» на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Для заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с гражданкой А., обусловленного предоставлением ей единовременной компенсационной выплаты в размере <.> рублей, отсутствуют правовые основания.

Принимая во внимание, что денежные средства для предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в настоящее время ответчиком израсходованы, в настоящее время не представляется возможным осуществить заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <.> рублей гражданке А.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ (в ред. от 03 декабря 2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника.

В целях реализации части 12.1 статьи 51 Закона N 326-ФЗ постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2012 г. N 34 «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта» утвержден Порядок заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта».

Указанный Порядок устанавливает процедуру заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта.

Согласно п. 2 Порядка договор заключается Министерством здравоохранения Республики Дагестан после заключения медицинскими работниками — гражданами Российской Федерации в возрасте до 35 лет, прибывшими в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшими на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта, трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Республики Дагестан или муниципальным учреждением здравоохранения, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, расположенном на территории Республики Дагестан.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о заключении договора рассматривает его и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.

Между медицинским работником и министерством заключается двусторонний договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника в течение пяти лет работать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с соответствующим учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику выплаты в течение 30 календарных дней со дня заключения данного договора на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации;

в) обязанность медицинского работника возвратить часть выплаты в случае прекращения трудового договора с соответствующим учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, на счет министерства;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истец А. закончила Дагестанскую государственную медицинскую академию в <.> году.

На базе «Детской Тушинской больницы N <.>» г. Москвы в сентябре 2011 года прошла интернатуру, приехала в сел. Коркмаскала.

<дата> с ней заключен трудовой договор, согласно которому она принята на работу в качестве врача педиатра стационара.

Судом первой инстанции установлено, что после заключения с истцом трудового договора в декабре 2011 года, главный врач Кумторкалинской ЦРБ обратился в Министерство здравоохранения РД с заявлением истца и приложением к нему необходимых документов для заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем, в Министерство здравоохранения РД им представлена соответствующая заявка.

Указанные документы и заявление истца в соответствии с вышеуказанным Порядком заключения договоров Минздравом РД рассмотрены, однако 05 октября 2012 года договор с истицей А. не заключен в связи с отсутствием финансовых средств для производства единовременной компенсационной выплаты.

Между тем, в силу п. 5 Порядка решение об отказе в заключении договора принимается Министерством в следующих случаях:

1) представление документов, не соответствующих требованиям пункта 3 настоящего Порядка;

2) представление документов, содержащих недостоверные сведения;

3) представление документов не в полном объеме;

4) несоответствие медицинских работников, подавших заявление, требованиям пункта 2 настоящего Порядка.

Таких оснований в случае с А. не имелось.

Поскольку А. является медицинским работником, не достигшим 35 лет, переехала из другого населенного пункта в 2011 году на работу в стационар, расположенный в сельском населенном пункте, у Минздрава не было оснований для отказа истцу в заключении договора, предусмотренного пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Закона N 326-ФЗ, и как следствие, для отказа в единовременной компенсационной выплате.

Наличие у истца права на выплату не оспариваются ответчиком. Отказ в заключении договора мотивирован недостаточностью денежных средств на эти цели, что нельзя признать законным.

Недостаточность денежных средств не может считаться основанием для лишения гражданина, предусмотренного федеральным законом, права на социальную выплату.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании ее автором норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, исследованных судом, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

При таком положении оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Дагестан — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *