Исковое заявление о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии удовлетворено правомерно, так как спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления, поскольку документально подтверждено.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.08.2014 по делу N 33-11413/2014


Судья Н.Н. Моисеева


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Г.А. Сахиповой, А.С. Янсона,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани на решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 мая 2014 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Включить С. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды: с 16 июля 1991 года по 31 августа 1991 года, с 01 сентября 1993 года по 31 декабря 1994 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам; с 01 января 1995 года по 30 июня 1995 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам, с 01 июля 1995 года по 31 декабря 1995 года; с 05 февраля 1999 года по 30 марта 1999 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам, с 20 октября 2003 года по 01 ноября 2003 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам, с 05 февраля 2004 года по 01 апреля 2004 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам, с 12 января 2009 года по 07 февраля 2009 года при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам, с 01 октября 2011 года по 16 февраля 2012 года, при этом данный период работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам. Включенные в стаж, дающие право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 01 января 1995 года по 30 июня 1995 года, с 27 марта 1996 года по 04 февраля 1999 года, с 31 марта 1999 года по 18 января 2001 года, с 19 января 2001 года по 19 октября 2003 года, с 02 ноября 2003 года по 04 февраля 2004 года, с 02 апреля 2004 года по 11 января 2009 года, с 08 февраля 2009 года по 07 июня 2009 года, с 25 июня 2009 года по 09 октября 2009 года, с 19 октября 2009 года по 28 октября 2009 года, с 31 октября 2009 года по 11 апреля 2011 года, с 15 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, при этом данные периоды работы исчислять в льготном исчислении, когда 1 год работы принимается равным 1 году и 6 месяцам.

Признать за С. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани назначить С. трудовую пенсию по старости с 04.03.2012 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения С. и ее представителя Г., Судебная коллегия


установила:

С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении пенсии.

В обоснование требований указывается, что решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. При этом, в данный стаж не были включены следующие периоды: работа с 16 июля 1991 года по 31 августа 1991 года - в должности медсестры процедурного кабинета санатория "Ливадия", с 01 сентября 1993 года по 31 декабря 1994 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 01 июля 1995 года по 31 декабря 1995 года - в должности врача-онколога-дежуранта отделения скорой медицинской помощи в НПО "Онкология", с 05 февраля 1999 года по 30 марта 1999 года, с 20 октября 2003 года по 01 ноября 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 01 апреля 2004 года, с 12 января 2009 года по 07 февраля 2009 года - прохождение курсов повышения квалификации, с 01 октября 2011 года по 16 февраля 2012 года - работа в должности врача онколога онкологического отделения N 3 ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РФ" из-за отсутствия сведений персонифицированного учета.

В стаж, дающий право на досрочное назначение по трудовой пенсии по старости включены в календарном порядке без изменения льготного порядка исчисления периоды работы: с 01 января 1995 года по 30 июня 1995 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 27 марта 1996 года по 04 февраля 1999 года, с 31 марта 1999 года по 18 января 2001 года - в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в Городском специализированном медицинском объединении "Онкология", с 19 января 2001 года по 19 октября 2013 года, с 02 ноября 2003 года по 04 февраля 2004 года - работа в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в коммунальном лечебно-профилактическом учреждении "Городской онкологический диспансер", с 02 апреля 2004 года по 11 января 2009 года с 08 февраля 2009 года по 07 июня 2009 года, с 25 июня 2009 года по 09 октября 2009 года, с 19 октября 2009 года по 28 октября 2009 года, с 31 октября 2009 года по 11 апреля 2011 года, с 15 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года - в должности врача онколога 1 гинекологического отделения в Муниципальном учреждении здравоохранения "Казанский онкологический диспансер".

Полагая решение ответчика незаконным, истица просила суд включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, а именно с 04 марта 2012 года.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что согласно штатному расписанию в НПО "Онкология" отделение скорой помощи отсутствовало, при этом должностной инструкции на должность дежуранта не представлено, подобное наименование Списками не предусмотрено. Иные периоды работы истицы не могут быть включены в стаж в льготном исчислении, поскольку не подтверждается ее участие в операциях.

В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П разъяснено, что в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа работы на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на получение досрочной пенсии, включаются периоды работы в должностях врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной, и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 сентября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.

Согласно пункту 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В соответствии с утвержденным этим же Постановлением Правительства РФ Перечнем врачам и медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях, указанных в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, периоды работы засчитываются с применением указанной льготы при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Данный перечень включал оперирующих врачей-специалистов всех наименований, работающих, в том числе в клиниках в отделениях хирургического профиля стационаров.

В силу абзаца "б" п. 5 Правил исчисления выслуги лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

В утвержденном этим же Постановлением Правительства Российской Федерации Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев поименованы оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, работающие в учреждениях здравоохранения, включая отделения хирургического профиля стационаров (в том числе легочно-хирургическое).

Судом установлено, что решением ответчика от 14 сентября 2012 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.

Из специального стажа были исключены периоды работы:

с 16 июля 1991 года по 31 августа 1991 года - в должности медсестры процедурного кабинета санатория "Ливадия", с 01 сентября 1993 года по 31 декабря 1994 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 01 июля 1995 года по 31 декабря 1995 года - в должности врача-онколога-дежуранта отделения скорой медицинской помощи в НПО "Онкология", с 05 февраля 1999 года по 30 марта 1999 года, с 20 октября 2003 года по 01 ноября 2003 года, с 05 февраля 2004 года по 01 апреля 2004 года, с 12 января 2009 года по 07 февраля 2009 года - прохождение курсов повышения квалификации, с 01 октября 2011 года по 16 февраля 2012 года - работа в должности врача онколога онкологического отделения N 3 ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РФ, т.к. не подтверждаются сведениями персонифицированного учета;

В стаж для досрочного назначения пенсии включены в календарном порядке, без льготного исчисления 1 год как 1 год 6 месяцев, периоды: с 01 января 1995 года по 30 июня 1995 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 27 марта 1996 года по 04 февраля 1999 года, с 31 марта 1999 года по 18 января 2001 года - в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в Городском специализированном медицинском объединении "Онкология", с 19 января 2001 года по 19 октября 2013 года, с 02 ноября 2003 года по 04 февраля 2004 года - работа в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в коммунальном лечебно-профилактическом учреждении "Городской онкологический диспансер", с 02 апреля 2004 года по 11 января 2009 года с 08 февраля 2009 года по 07 июня 2009 года, с 25 июня 2009 года по 09 октября 2009 года, с 19 октября 2009 года по 28 октября 2009 года, с 31 октября 2009 года по 11 апреля 2011 года, с 15 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года - в должности врача онколога 1 гинекологического отделения в Муниципальном учреждении здравоохранения "Казанский онкологический диспансер".

Удовлетворяя исковые требования истца в части включения вышеуказанных периодов работы с 01 июля 1995 года по 31 декабря 1995 года в должности врача-онколога-дежуранта отделения скорой медицинской помощи в НПО "Онкология" суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что как работа истицы в данном медицинском учреждении в должности врача подтверждается материалами гражданского дела.

По аналогичным основаниям в специальный стаж включены периоды работы истицы с 01 сентября 1993 года по 31 декабря 1994 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 01 января 1995 года по 30 июня 1995 года - в должности врача-онколога 2 хирургического отделения в НПО "Онкология", с 27 марта 1996 года по 04 февраля 1999 года, с 31 марта 1999 года по 18 января 2001 года - в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в Городском специализированном медицинском объединении "Онкология", с 19 января 2001 года по 19 октября 2013 года, с 02 ноября 2003 года по 04 февраля 2004 года - работа в должности врача-онколога 1 гинекологического отделения в коммунальном лечебно-профилактическом учреждении "Городской онкологический диспансер", с 02 апреля 2004 года по 11 января 2009 года с 08 февраля 2009 года по 07 июня 2009 года, с 25 июня 2009 года по 09 октября 2009 года, с 19 октября 2009 года по 28 октября 2009 года, с 31 октября 2009 года по 11 апреля 2011 года, с 15 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года - в должности врача онколога 1 гинекологического отделения в Муниципальном учреждении здравоохранения "Казанский онкологический диспансер".

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков).

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, не предусмотрена должность врача-дежуранта.

Однако, С., работая в данной должности, занималась лечебной деятельностью, так как врач-онколог производила осмотр больных, поступающих в приемное отделение больницы, проводила оперативные вмешательства, назначала больным лечение.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Суд правильно и обоснованно в соответствии с действующим законодательством зачел указанные периоды работы в специальный стаж истца.

В соответствии с Положением о научно-практическом объединении "Онкология" одной из основных задач объединения являлась организация и оказание высококвалифицированной консультативной, диагностической лечебной помощи населению г. Казани и выполняло функции учреждения здравоохранения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что НПО "Онкология", являясь учреждением здравоохранения, которое в оспариваемые периоды занималось лечебной деятельностью, является правильным.

Такие выводы суда согласуются с изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", позицией о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является установление тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности в должности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При переименованиях организации медицинская деятельность (оказание лечебно-профилактической и хирургической помощи онкологическим больным) сохранялась, функции и должностные обязанности врача-онколога не изменялись.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.

На основании Приказа Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28 к хирургическим подразделениям стационаров отнесены отоларингологическое и онкологическое отделения.

В связи с чем, оспариваемые ответчиком периоды работы обоснованно включены с применением льготного порядка исчисления, поскольку справкой из ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" подтверждается, что на протяжении работы с 1993 года по 2012 годы истица постоянно участвовала в операциях.

С учетом льготного исчисления вышеперечисленных спорных периодов работы истицы ее специальный стаж на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда составляет более 30 лет, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о назначении С. досрочной трудовой пенсии по старости.

Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных С. требований, являются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия


определила:

решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 мая 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.